В связи с ростом цен на новые иномарки россияне все чаще рассматривают вариант приобретения не нового, а подержанного автомобиля.
Рост цен в долларах на некоторые новые модели составил уже 20%. В подобной ситуации увеличение доли продаж подержанных машин поможет автодилерам компенсировать потери от снижения реализации новых иномарок, считают аналитики рынка. Но большим российским дилерам тяжело соперничать в ценовом аспекте со стихийными авторынками и продажей авто из рук в руки, где подержанные машины предлагаются на 15 - 20, а то и треть ниже тех, что в автосалоне.
“В условиях финансового кризиса, когда продажи новых автомобилей падают, а прибыльность этого направления снижается, реализация машин с пробегом для многих игроков рынка может стать приоритетом”, – говорил еще весной главный исполнительный директор BlueFish (входит в ГК “Рольф”) Роман Хапаев. По его мнению, в новых условиях дилеры, конечно, больше, чем прежде, заинтересованы развивать и услугу trade-in, и продажу и покупку автомобилей с пробегом как самостоятельное направление бизнеса. При том, что предлагаемые ими автомобили имеют прозрачную историю и прошли, как правило, диагностику. Некоторые продавцы к тому же уже дают на подержанные автомобили свою фирменную гарантию, аналогично гарантии на новые машины.
Однако отмена весной двойного налогообложения по НДС, по мнению участников рынка, хоть и всколыхнула рынок поддержанных машин, но не сделала "бэушные" автомобили дешевле. “До вступления поправки в действие игроки рынка, как правило, не использовали схему двойного налогообложения – актуальна была комиссионная модель, – рассказывает Роман Хапаев. – Таким образом, о “сравнительной” экономии говорить не приходится.
И все же отмена двойного налогообложения напрямую касается скорее не цены, а механизма сделки между продавцом (юрлицом) и покупателем. Механизм этот в корне изменился. Дилер теперь может принимать автомобиль по договору купли-продажи вместо комиссионной схемы и продавать его как собственник, а не от лица предыдущего владельца. По мнению г-на Хапаева, схема стала прозрачной и простой. В результате интерес к подобным сделкам растет как со стороны дилера, так и со стороны клиента. В результате рынок подержанных автомобилей движется от схемы “частник – частнику” к схеме “дилер – клиенту”.
В ГК “АвтоСпецЦентр” считают, что у игроков цивилизованного рынка авторетейла, в отличие от представителей стихийного рынка, есть многочисленные преимущества, а также финансовые ресурсы. Дилеры могут предложить потребителям дополнительные услуги: предпродажную подготовку, страхование, кредитование, даже гарантию на отдельные узлы и агрегаты автомобилей, что повсеместно уже и происходит. Дилерам действительно стало интересно заниматься этим бизнесом и предлагать клиентам полный комплекс услуг, кроме того, мелкие перекупщики в текущей финансовой ситуации испытывают сложности с оборотными средствами, ввиду чего многие из них закрываются, говорят руководители соответствующих подразделений автокомпаний. При этом на рынок могут выйти новые игроки, специализирующиеся на машинах с пробегом.