Новые правила по выпуску автомобилей в Поднебесной способны привести к конфронтации на межгосударственном уровне

Китай уже показал Дональду Трампу, что готов применять экономические рычаги в случае политических разногласий. В конце прошлого года, то есть, ещё до вступления в должность, Трамп высказал сомнение относительно принятой в США позиции по «единому и неделимому Китаю, в состав которого входит Тайвань». Более того, в начале декабря, не поставив в известность действующего президента США, он принял телефонный звонок от главы непризнанного островного государства Цай Инвэня. Неслыханная дерзость! Официальный Пекин через свой англоязычный печатный орган China Daily предупредил, что такое поведение не приведёт ни к чему хорошему и пригрозил наложить штраф на «одну из американских автомобильных компаний». Действительно, в скором времени GM получил соответствующее уведомление. Официальная причина – нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы загладить вину, Трамп по вступлению в должность вывел США из Транстихоокеанского экономического партнёрства.

Между тем, Китай провоцирует ещё один конфликт, на сей раз куда более серьёзный – и потому что он куда масштабнее, и потому, что ситуация будет развиваться не от политики к экономике, а наоборот. С одной стороны выступает правительство Китая, которое пока в пробном режиме, а с 2018 года – и в обязательном порядке вводит квоту на выпуск электромобилей. Аналог такой программы, провалившейся, но не отменённой, имеется и в США – несколько лет назад Калифорния приняла так называемый «Zero-мандат», к которому присоединись несколько штатов. Смысл документа таков: компания, которая желает продавать машины на территории штата, должна выдерживать квоту по выпуску электро- или водородных автомобилей.

Главным «голосом» противоположной стороны стал посол Германии в Китае Майкл Клаус, представляющий в основном немецкие фирмы. Через местную прессу Клаус ещё осенью прошлого года начал критиковать грядущие «зелёные» правила . Аргументы следующие: даже при поддержке государства большого спроса на «электрички» в Китае не предвидится, стало быть, «иностранцев» обрекают на убытки. Кроме того, по новым правилам, мало будет локализовать сборку машины с нулевым выбросом в Поднебесной, степень локализации должна быть 100%. Для иностранной компании существует единственный путь начать в Китае выпуск машины – создать совместное предприятие с местной фирмой, поэтому, Майкл Клаус намекает, что главная цель новых правил – бесплатный доступ к технологиям.

«Автомобили» полностью разделяют подозрения посла Германии в Китае, ведь правительство страны с 2009 года, вкачавшее почти 4 млрд. долларов в поддержку производителей электромобилей, констатировало в прошлом году, что китайские фирмы не совершили прорыва и сильно отстают от иностранных компаний. Были приняты некоторые меры, к примеру, правительство перестало дотировать покупку электромобилей с запасом хода менее 100 км.

Между тем, при наличии сопротивления, чиновники КНР вряд ли буду продолжать давление. Во-первых, страна уже давно не демонстрирует прежних темпов ни экономического подъёма, ни роста автомобильного рынка. Во-вторых, аналитики отмечают постепенное сокращение притока инвестиций в Китай, а по некоторым позициям даже и отток. Наконец, зарубежные компании, в первую очередь немецкие, не только создают гигантское количество рабочих мест и платят колоссальные налоги, но и, что самое главное, продолжают инвестировать. Не будем забывать, что именно вместе с «немцами» на территории Китая стали появляться предприятия ключевых ОЕМ-поставщиков. Один только Gestamp – мировой лидер по производству штампованного кузовного железа, уже открыл в Поднебесной 7 заводов. Само собой, и штамповку, и прочие комплектующие покупают и китайские производители, чем сильно повышают качество своих машин.

По словам Майкла Клауса, в ближайшее время немецкие компании планировали инвестировать до 20 млрд долларов в Китай. Однако, в случае изменения экономического климата, ни о каких вливаниях речи не пойдёт. Ситуация обоюдоострая, ведь для многих немецких брендов в том числе и премиальных, Китай – это важный рынок сбыта, к примеру, та же Audi продаёт здесь треть всех выпускаемых машин. А теперь посмотрим на список совместных предприятий: Audi и FAW, BMW и Brilliance, Beijing Benz Automotive, Fujian Benz, Schanghai Volkswagen Automotive, FAW-VW. Короче говоря, китайские власти скорее всего предпочтут отменить «зелёные» планы. Будем следить за публикациями China Daily…