Автолюбители будут покупать наиболее доступные по цене автомобили еще как минимум 5 лет.
В этом уверены 75% дилеров и топ-менеджеров крупных автокомпаний, опрошенных агентством KPMG. Цена автомобиля, а не бренд и не качество изготовления, будут определяющими еще как минимум пять лет, считают многие из них. Тенденция характерна и для российского рынка. Кризис снизил покупательную способность россиян и доступность автокредитов, говорит директор аудита автомобильных компаний PricewaterhouseCoopers Андрей Комаров. При этом, по его мнению, в первую очередь пострадали продажи машин среднего класса, поскольку именно они прибретались, в основном, в кредит. К тому же, до кризиса россияне, часто покупали машины в кредит на ступень выше того, что могли себе позволить. Сейчас этого не происходит, и они вынуждены обращать внимание на более доступные автомобили, соглашаются с ним другие аналитики. Сужение зоны доступности автокредита тому дополнительно способствует: банки стали жестче и внимательнее относиться к заемщику.
Изменение спроса фиксирует и статистика. В десятке самых продаваемых машин, по данным АЕБ, «бюджетники» занимают восемь позиций, в то время как в начале года лишь шесть. А доля самого продаваемого бюджетного автомобиля, Lada, выросла с 24,9% до 28%. Производители тоже уверены, что в ближайшие несколько лет рынок будет расти, в основном, за счет недорогих моделей.
В пику отечественным «Ладам», Renault в начале следующего года запускает на «Автофрамосе» вторую очередь завода на 80 000 машин в год и будет производить в дополнение к Logan хетчбэк Sandero. GM делает ставку на бренд Chevrolet и уже начала производство модели класса C — Cruze, которая попадает в ценовой диапазон под субсидированные продажи. Volkswagen в ноябре этого года выводит на рынок новый Polo, а в следующем году начнет производство в Калуге нового бюджетного седана, разработанного специально для России. В 2011 г. компания планирует начать сборку Volkswagen Up! класса A. При этом эксперты считают, что в 2011–2012 г. г. число выдаваемых автокредитов достигнет докризисного уровня и это станет драйвером роста машин более дорогих сегментов.
По данным «Автостата», средняя стоимость автомобиля на российском рынке снизилась на 19,2% — до $18 000. Правда, в основном, из-за девальвации рубля, поясняют аналитики. В результате сегмент рынка машин ценой до $6 000 вырос фактически с нуля до 5%, а продажи в сегменте $6 000 — 10 000 увеличились с 12,6% до 30%. Тогда как сегмент $10 000 — 20 000 сократился с 44,7% до 25,7%.