Сорок третий день рождения своего предприятия сотрудники АвтоВАЗа отмечают невесело. Хотя могли бы…
Сторонников искусственного продления жизни «АвтоВАЗа» почти не осталось даже среди высших чиновников, отмечает сегодня газета «Ведомости» в связи с днем рождения крупнейшего российского автопроихводителя. В неофициальных беседах чиновники признают, что никакие денежные вливания не спасут завод, но решиться на банкротство «АвтоВАЗа» все равно не могут.
Главный аргумент — люди. Из 705 000 жителей Тольятти на ВАЗ (со всеми вспомогательными подразделениями) работает 110 000 человек. Страх, что все они выйдут бастовать, удерживает руководителей страны от очевидного шага, продлевая дорогостоящую агонию завода. Государство поддерживает неэффективный «АвтоВАЗ» на протяжении 15 лет, и только с начала последнего кризиса на это выделено 25 млрд. руб.
Простая идея закрыть завод и раздать эти деньги рабочим, предотвратив таким образом социальную катастрофу, вряд ли возможна. Хотя бы потому, что создает опасный прецедент: в стране сейчас около 1,64 млн. человек находятся в таком же положении, что и работники «АвтоВАЗа». Щедрых отступных от государства всем не хватит.
Но избежать социальной катастрофы в Тольятти государству вполне по силам, считают аналитики рынка. И обойдется это гораздо дешевле, чем многолетняя поддержка завода за счет налогоплательщиков. Во-первых, банкротство не означает ликвидации всего ВАЗа. Части завода будут проданы новым собственникам, которые смогут снизить издержки и производить более качественные автомобили. Хорошие специалисты «АвтоВАЗа» не останутся без работы. Часть из них наверняка сможет найти работу на других автосборочных заводах страны: во всяком случае, до кризиса их очень не хватало.
Выстоит и большинство эффективных смежников завода. По дорогам страны ездит 13,6 млн. «Жигулей» разных моделей и возрастов (33% автомобильного парка страны). Производство запчастей к ним еще много лет будет доходным бизнесом. Соответственно, и эти люди сохранят работу, говорят аналитики.
Во-вторых, город Тольятти опирается не на одно предприятие, как представляется многим. Есть в нем и крупнейший в мире производитель аммиака — «Тольяттиазот», завод минеральных удобрений, завод синтетического каучука «Тольяттикаучук», хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликероводочный завод, винзавод, завод Danone, полиграфические, деревообрабатывающие предприятия, заводы по производству стройматериалов, швейная фабрика. Это многопрофильный, крупный город, который к тому же объединен в агломерацию со столицей региона Самарой (до нее около 80 км). Повысить шансы на поиск работы и выживание тольяттинцев государство могло бы, содействуя их мобильности: организовав скоростной транспорт и оплачивая значительную часть стоимости проезда.
Эксперты отмечают также, что уровень развития малого бизнеса в Самарской области и Тольятти один из самых высоких в стране: на малых предприятиях там работает 15,9% трудоспособного населения (в среднем по стране — 12%), на 100 000 жителей приходится 328 малых предприятий (по стране — 199). Если этим людям не мешать, они найдут возможность зарабатывать. Для этого не нужны многомиллиардные вложения, считают аналитики. Достаточно создать в Тольятти режим максимального благоприятствования для малого бизнеса — снять все административные и коррупционные барьеры и обеспечить по-настоящему доступные кредиты с помощью субсидирования ставок. В «одном отдельно взятом городе» при наличии политической воли все это возможно. Тольятти мог бы стать пилотным проектом по реализации принципа экономической свободы.
Наконец, государству достаточно обеспечить всем работникам «АвтоВАЗа» официальное увольнение со всеми причитающимися пособиями. Вместе с пособиями на детей, жилищными и транспортными субсидиями, а также личными подсобными хозяйствами эти выплаты позволят какое-то время продержаться тем, кто окажется без работы. Поможет бывшим автовазовцам пережить кризис и найти себе новое применение и обучение за счет государства.