Член совета директоров Skoda Auto, ответственный за модельную политику и маркетинг, в интервью обозревателя «Автомобилей» Михаила Козлова.
— В чем причины смены стратегии Skoda?
— История Skoda насчитывает 115 лет, из которых последние 20 компания являлась частью VW AG. В этот период Skoda была единственной маркой концерна, чьи продажи росли из года в год. Последнее время этот процесс даже ускорился, и мы посчитали, что настал момент для обновления нашей стратегии на основе представления новых продуктов, философии дизайна, позиционирования марки, что предъявляет особые требования и к нашей торговой сети. Мы планируем удвоить наши продажи к 2018 г., но нельзя сказать, что этот рост будет идти равномерно на всех рынках. Мы выделяем три региона. Это Россия, где, как мы полагаем, произойдет не просто восстановление рынка, но дальнейшее наращивание объемов продаж. Это Индия, одна из стран с наибольшим потенциалом в наступившем десятилетии, и Китай, где марка уже достаточно успешна.
При этом в России мы пополним и продуктовую линейку, в первую очередь, за счет модели, которая займет нишу между Fabia и Octavia, что соответствует запросам российских покупателей. Кроме того, в России мы изучаем возможность расширения нашей производственной базы, с тем чтобы стать гораздо более заметным игроком на рынке. Наконец, сегодня мы развиваем нашу дилерскую сеть и в регионах России. В ходе глобальной дилерской конференции, прошедшей в Праге, мы познакомили наших партнеров с линейкой новых продуктов Skoda, чтобы стимулировать инвестиции в развитие дилерской сети.
— Приходится слышать, что Skoda создала реальную конкуренцию VW, и это якобы побуждает несколько упростить и удешевить модели чешской марки…
— Да, я уже слышал подобные высказывания о том, что модели Skoda должны обязательно подешеветь. Нет, это совершенно не так. Наша главная задача – предлагать умные решения не в ущерб качеству, сохраняя оптимальное соотношение цена/качество. Мы однозначно не будем экономить ни на отделке, ни чем-либо еще, чем обладают модели марки. Да, обе марки, и Skoda, и VW успешно развивались последние годы. Конечно, мы видим, что клиенты могут переходить от одной марки к другой внутри концерна VW, но в принципе в этом ничего плохого нет. У Skoda есть достаточно ярко выраженные сильные стороны — практичность, высокое качество при привлекательной цене. С принятием новой стратегии мы не будем это кардинально менять.
С другой стороны, мы обратим большее внимание на дизайн наших моделей, хотя и не собираемся перебарщивать в этом плане, чтобы не отпугнуть наших клиентов. VW является лидером в разработке технологий для моделей массового сегмента, но Skoda будет выбирать из них то, что соответствует потребностям марки. К тому же стоит отметить, что Skoda – серьезный игрок в технологическом плане внутри концерна VW. Компания не только берет готовые разработки, но и предлагает собственные. Так останется и в будущем. Однако мы стремимся, чтобы новые технологии не слишком удорожали автомобиль. Ключевые технологии будут общими для концерна, но все остальное должно обеспечивать типичный для Skoda ценовой уровень.
— На модели каких классов Skoda сделает упор в ближайшем будущем?


— Я бы выделил два ключевых сегмента. Это модель более компактная, чем Fabia. Разработка такого автомобиля связана с принятием новых европейских нормативов по выбросам СО2. Модель будет представлять меньший интерес для российского рынка, который тяготеет к достаточно габаритным автомобилям. О втором направлении мы уже говорили. Это модель, которая впишется между Fabia и Octavia, и которую мы представим в этом году, возможно, на Франкфуртском мотор-шоу. Концепт Vision D — это видение дизайна наших моделей, которые выйдут на рынок в следующие два, три года, и какие-то элементы дизайна, например, оформление передней части кузова, найдут свое отражение и в новой Octavia, и в модели, которая займет нишу между Fabia и Octavia. Но не стоит от нас ожидать в ближайшее время нечто подобное спорт-купе. Это не наша цель.
— Появятся ли у Skoda модели, спроектированные с учетом запросов отдельных ключевых рынков?
- Да. Но при определенных условиях. Мы должны здраво оценивать наши возможности и потенциал рынка. Если рынок или сегмент достаточно велик, и мы предполагаем долгосрочную стратегию развития, то мы готовы рассмотреть возможность проектирования специальных версий, отвечающих запросам конкретного рынка. Конечно, Skoda небольшая марка, и наши возможности не безграничны, но в этом и наш козырь. Мы можем более оперативно, гибко реагировать на происходящие процессы и принимать соответствующие решения. Так, если прежде мы ориентировались на запросы клиентов в Западной и Центральной Европе, то теперь мы продвигаемся на Восток. Поэтому мнение российских и китайских покупателей относительно, скажем, преемника Superb, о котором мы уже размышляем, имеет для нас очень большое значение.