Известный автогонщик Николай Марценко, успешно дебютировавший в Мировой серии Renault, в 2014 году внезапно исчезает с радаров автогоночных серий, и так же внезапно, спустя 4 года, появляется в заголовках российского мотоциклетного чемпионата RSBK.

О своем решении кардинально сменить спортивную карьеру, Николай Марценко расскажет в этой статье.

Николай, ты долгое время соревновался в автогоночных сериях, почему решил пересесть на мотоциклы?
Мотоциклы я любил с детства и занимался мотокроссом. С десяти лет начал заниматься автоспортом и когда вышел на высокий уровень, оставаться в мотоспорте стало проблематично, так как из-за высокой вероятности травмы можно было поставить под удар карьеру автогонщика. 
В 2014 году я был вынужден закончить карьеру в автоспорте. Когда ты полжизни путешествуешь, несколько лет не остаешься в стране дольше, чем две недели, постоянно испытываешь прессинг, адреналин – это становится для тебя зоной комфорта. Соответственно, когда ты возвращаешься к обычной жизни, то очень хочется вернуться к этим ощущениям, адреналин – удивительный наркотик. Поэтому, как только у меня появилась возможность, я купил себе мотоцикл.

Как ты вернулся в спорт и начал принимать участие в чемпионате RSBK?
В конце 2017 у меня появились мысли, что нужно снова возвращаться в спорт, очень хотелось чем-то снова заняться. Я попробовал тренироваться на пит-байке. Десять лет до этого я не сидел на мотоцикле, поэтому у меня даже коленкой до асфальта не получалось достать, все было очень криво, косо и на протяжении сессий двух я просто не мог понять, как едут профессиональные спортсмены, как они вообще это делают на мотоциклах, потому что у меня самые элементарные вещи просто не получались.

Николай Марченко Renault

Но продолжив упорно тренироваться, уже спустя 3 месяца, я первый раз сел на гоночный мотоцикл и попробовал проехать свою первую сессию на Yamaha R6, упал, сломал палец, но при этом был в восторге от ощущений (улыбается). Потому что, во-первых, это возврат в любимое дело, а во-вторых, на мотоцикле ты ощущения получаешь в десять раз больше, чем даже в формульном болиде, например. Я проехал первые пятнадцать минут гоночной сессии, заехал в бокс и просто не мог перестать улыбаться – такой был восторг.

Без сомнения, автогонки отличаются от мотогонок, и ты как раз тот человек, который может грамотно объяснить, в чем существенная разница.
Гоночный болид можно сравнить с перевернутым самолетом. Объясню подробнее. У гоночного болида есть две основные причины достижения высокой скорости прохождения гоночной трассы: механическое сцепление за счет гоночной резины с подвеской и прижимная сила, которая увеличивается по мере возрастания скорости, что буквально прижимает шины к асфальту и снижает вероятность скольжения. Именно гоночные болиды способны быстрее всего в мире проехать по гоночной трассе. Мотоциклы Moto GP едут медленнее. Это обусловлено несколькими факторами: тем, что машина позже тормозит на входе в поворот, за счет чего поддерживается более высокая минимальная скорость в повороте, мотоциклы выигрывают на разгоне, но проигрывают на торможении, у них меньше площадь соприкосновения резины с асфальтом. В мотоспорте гораздо сложнее найти предел мотоцикла, особенно в дождевых условиях.
Траектории тоже различаются: у мотоциклов больше акцент на выход из поворота, тогда как в машине можно чуть больше резать траекторию на входе. Существенный фактор: автомобиль не требует подготовки на выходе из поворота, а мотоцикл нужно успеть вовремя поднять. Все это также влияет на скорость.

Но, в итоге, тебя сильнее заинтересовали именно мотогонки. Почему?
Когда я впервые сел на мотоцикл… Это сложно объяснить… В Формуле нет такой связи со стихией. Пилотируя на мотоцикле, чувствуешь все: дождь, температуру воздуха, силу ветра. В повороте локоть очень низко, колено на асфальте, голова прямо у самой поверхности трассы. Нужно двигаться всем телом. В Формуле, относительно мотогонок, человек в безопасности. Но мне гораздо больше нравится управлять мотоциклом.

Николай Марченко Renault RSBK

В автогонках больше умственной концентрации, приходится учитывать кучу различных факторов по настройкам болида. Мотоциклы же требуют больше смелости, самоотдачи, понимания движений своего тела. Относительно автогонок абсолютно другие ощущения присутствия на гоночном треке и в борьбе. Риск, на который сознательно идешь, разгоняясь на мотоцикле, и страх, который нужно победить заставляют чувствовать себя более живым, вдохновляют меня на то, чтобы снова и снова выезжать на трек, вставать на стартовую решетку и бороться за подиум до конца. 

Сезон мотогонок RSBK 2018 был первым для тебя. У тебя были опасные моменты, была борьба и, по итогам, первое место в классе Supersport EVO2. Ты доволен прошедшим сезоном?
На самом деле я особо ничего не ждал от сезона. Опыта в мотоспорте нет, высокий и худой, я очень рад, что смог себя проявить в RSBK, но до топ-пилотов мне еще расти и расти. 3-х секундное отставание от Иванова Алексея (DMC Racing Team) и Юрченко Макара (SPB Racing Team) – это существенная разница.
Хотя, действительно, было много интересного. У меня было два опасных момента: один в Нижнем Новгороде, где я упал, второй – на финальном этапе, в квалификационном заезде, где я словил хайсайд. Приземлился на лицо и на плечо. Думал, что повредил ключицу. К счастью, обошлось (улыбается)