Российские шинники просят правительство ввести ограничения на ввоз бывших в употреблении шин.
Первым шагом может стать увеличение денежной составляющей пошлины с тем, чтобы ввоз покрышки обходился не менее €20. Если удастся договориться со странами Таможенного союза, то импорт использованных шин может быть и вовсе запрещен.
В Минпромторге сообщают, что в ближайшее время может быть подготовлено решение об изменении ставок импортных пошлин на бывшие в употреблении и восстановленные шины. Действующая сейчас пошлина составляет 20% от стоимости как восстановленных, так и бывших в употреблении шин всех видов, кроме покрышек для легковушек, для которых пошлина составляет 20%, но не менее €6,9 за штуку. Изменение ставки инициировала компания «СИБУР – Русские шины», предложив правительству ввести специфическую составляющую для всех видов шин в размере не менее €20 за штуку.
По словам заместителя генерального директора «СИБУР — Русские шины» Игоря Караваева, в настоящее время в Россию ввозится около миллиона бывших в употреблении шин, в основном из стран Западной Европы и Японии. Причем за 2006–2009 годы ввоз таких покрышек удвоился. Производители уверены, что использование использованных шин чревато проблемами с безопасностью и наносит вред экологии при их утилизации. Например, ресурс восстановленных покрышек составляет лишь до 50% от новых, а бывших в употреблении — не более 30%, что приводит к их частой замене, а значит, и к большему количеству отходов.
Кроме того, они не предсказуемы в эксплуатации и могут получить опасное для жизни повреждение в любой момент эксплуатации владельцем. Но такие покрышки пользуются спросом в России из-за низкой цены, ведь их первоначальные западные владельцы избавляются от необходимости утилизации и могут демпинговать, что, в свою очередь, серьезно бьет по нашим производителям.
По оценке компании «СИБУР — Русские шины», повышение пошлин может сократить импорт подержанных покрышек на 90%, а восстановленных – вполовину. При этом на снижении таможенных платежей бюджет потеряет лишь чуть более $2 млн., тогда как дополнительные налоги за счет замещающего роста продаж отечественной продукции дадут около $15 млн.
Впрочем, чиновники могут пойти и на более серьезный шаг и полностью запретить импорт бывших в употреблении покрышек. Соответствующее предложение уже поступило в Минпромторг. Но для полного запрета ввоза теперь требуется внести изменения в Единый перечень товаров, запрещенных к ввозу в рамках недавно созданного Таможенного союза, а значит, получить одобрение Белоруссии и Казахстана.