К отсутствию дилерской сети и большим затратам на гарантийное обслуживание прибавилось еще и неэффективное использование рабочей силы

«На заводе во Фримонте больше нет свободных площадей», - заявил на днях Илон Маск и предложил акционерам построить еще одно предприятие. Это вызвало некоторое недоумение в том числе и в деловой американской прессе. Напомним, этот завод – бывшее СП General Motors и Toyota, которое Tesla выкупила по сходной цене во времена тесного технологического сотрудничества с Toyota. Тогда японцы заказывали у Tesla элементы силового привода для электрических кроссоверов RAV4 EV. Машины предлагали в лизинг дилеры Калифорнии, однако все 2500 экземпляров два года назад попали под отзыв из-за неисправностей узлов, поставленных «Теслой». Сотрудничество давно прекращено, а недавно Toyota окончательно избавилась и от акций высокотехнологичного автомобильного стартапа.

Недостаток площадей таков, что сотрудникам не хватает места даже на парковке, что для США редкость. По информации AutomotiveNews, сотрудники, которые работают в первую смену, стали продавать парковочные места тем, кто приезжает ко второй. Илон Маск в своем твиттере признал проблемы с парковкой и сообщил, что существенное увеличение штата связано со скорым началом выпуска Tesla Model 3. Между тем, набор не закончен, появятся и другие новые сотрудники. Между тем, как пишет AN, количество работников, которые трудятся сейчас во Фримонте, откровенно избыточно. В 1985 году, когда на предприятии GM-Toyota трудилось 2470 сотрудников, с конвейера сошло 64 764 машины - на одного работающего пришлось 26 машин. Через 12 лет этот показатель довели до 74 машин на человека - объем возрос почти до 400 тыс. машин. Между тем, в 2016 году у Tesla пришлось не более 14 машин на человека (а начинали год вообще при 8). Прямо скажем, не эффективно. По иронии судьбы, во времена совместного предприятия японцы учили американцев «бережливому производству». Видимо, эту науку янки до конца не освоили.

На недавней встрече с акционерами, Илон Маск, который пока то и делает, что привлекает новые инвестиции, сообщил о том, что под новый компактный кроссовер Model Y придется строить еще один завод. Следовательно, нужно где-то найти $1 млрд (в Гигафабрику в Неваде, которую Маск в сотрудничестве с Panasonic открыл в прошлом году, партнеры вложили аж $5 млрд). Более того, еще миллиард придется искать на проектирование. Дело в том, что Маск считает, что новый автомобиль надо делать на оригинальной платформе, а не на платформе Model 3. В серию машину еще не пустили, но платформа уже успела устареть… Некоторые наблюдатели стали подозревать, что Маск несколько сместил приоритеты – ему сейчас важно не столько запустить на рынок новую модель, сколько получить очередной транш. Дело в том, что покрыть весь пул заказов на Model 3 компания может уже к концу 2018 года, и что будет дальше, пока не понятно, ведь уже сейчас конкуренты предлагают на рынке США автомобили с аналогичными характеристиками - к примеру, Chevrolet Bolt. По мнению некоторых аналитиков, новая доза инвестиций нужна Маску как страховка на тот случай, если Model 3, которая окажется в самом широком конкурентном поле, провалится на рынке. Тогда у Маска останется еще один шанс выйти к покупателям с маленьким кроссовером, который, в отличие от Model 3, сможет проехать на одной зарядке не менее 600 км.