Вскоре – с середины февраля, Xray начали отгружать дилерам, и вот уже пошли отзывы недовольных покупателей: дайте кнопку отключения ESP! В самом деле, клиренс у машины большой (почти 200 мм), «геометрия» – прекрасная, даром что при запуске её позиционировали как «городской хэтчбек», так чего ж удивляться, что народ полез в грязь. Проблема деактивации системы стабилизации приобрела такую остроту, что менеджеры не только решили сделать долгожданную функцию базовой, но и пошли на беспрецедентные (и не только для АвтоВАЗа) меры. В скором времени вооружиться заветной кнопкой смогут и владельцы тех Xray, где отключить ESPможно было только изъятием из конструкции автомобиля соответствующего предохранителя. Дилерам уже выслали предписания и инструкции: по запросу можно будет получить жгут проводов, инструкцию по его установке, саму кнопку и лицевую панель консоли, на которой кнопку ставят. (Хотя прежде и была предусмотрена технологическая заглушкапод кнопку, панель придётся менять.) Сейчас на АвтоВАЗе определяют цену доработки, и в ближайшее время владельцы Xray получат уведомление о возможности установки новой опции.
Автоматическую коробку АМТ так легко поменять на желанную «механику», конечно, не получится. В отличие от современных гидромеханических «автоматов», АМТ требует навыка:водителю, как минимум, нужно научиться правильно оперировать педалью газа: коробка прекрасно переключается под сброс, при активной езде управляющая силовым агрегатом электроника держит двигатель в зоне средних оборотов, а в ручном режиме водителю дозволяется куда больше, чем на Priora, где АМТ дебютировала (и куда её уже не устанавливают), и на Vesta. Между тем, полностью реализовать возможности 1,8-литрового мотора, особенно на бездорожье, АМТ не позволяет. И поскольку сегмент лоукост, в котором играет Lada, не слишком требователен к «автоматам», менеджеры АвтоВАЗа прогнозируют всплеск продаж Xray с запуском ручной версии 1.8.
К «топовому» мотору стыкуют французскую коробку JR5 – её же версия идёт в пару к вазовскому 1,6-литровому21129. И если на Vesta её недавно всё-таки «импортзаместили», причём, по прямому указанию президента АвтоВАЗа Николя Мора, то «Иксрею» такая замена не грозит. Во-первых, французская КП рассчитана на «входной» момент в 200 Нм, которых легко достичь на бездорожье, перегрузив трансмиссию (у 1,8-литрового мотора максимальный момент 170 Нм), а вазовские коробки существенно слабее.Во-вторых, французы предлагают широкий выбор рядов передаточных чиселдля этой КП – нужно только выбрать, в то время, как для наших коробок ряды под новый мотор нужно проектировать, готовить оснастку, налаживать производство и т.п.В этом смысле «механика», для которой редуктор приходит из Франции, в краткосрочной перспективе совершенно точно дешевле, тем более, что JR5 локализована на АвтоВАЗе по сборке.
Между тем, выбором новых рядов (заменены главная передача и пятая) дело не ограничилось – пришлось увеличивать диаметр сцепления с 200 мм до 215. Как показали тестовые заезды, это не последняя «итерация», если, конечно, потенциал к увеличению площади накладок ведомого диска ещё имеется.Один из серпантинных отрезков маршрута пролегал по безлюдному Жигулёвскому заповеднику, куда нас запустили по спецпропускам – мы знали, что навстречу никто не поедет, так что можно было не перестраховываться по динамике, и использовать всю ширину серпантинной дороги. С погодой повезло, и около семи километровя проехал по целине из свежего, пушистого, только что выпавшего сухого снега глубиной сантиметров 10-15, стараясь придерживаться колеи, проторенной предыдущей машиной.Систему стабилизации отключил, почти не буксовал, ехал преимущественно на третьей, в поворотах снижаясь до первой. На прямых разгонялся до 60 км/ч, и попутно выяснил, что при достижении этого рубежа ESPавтоматически включается, о чём свидетельствовали и гаснувшая кнопка деактивации ESP на приборном щитке, и менявшийся характер поведения Xray. Короче говоря, режим езды был, мягко говоря,щадящим, однако характерный запах палёного сцепления я почувствовал на промежуточной остановке, а в конце отрезка ещё раз зафиксировал его, хотя несколько сбавил обороты.
Механизм переключения коробки не требует избыточных усилий, избирательность – выше среднего, с чёткостью включения передачи проблем нет. Чтобы более мощный мотор не съедал драгоценные литры бензина на высоких скоростях, главную пару ожидаемо уменьшили(до 4,2), а вот число первой ступени можно было бы увеличить по примеру того, как это в своё время сделали на RenaultDuster.Тот «француз» бил по ChevroletNiva (и небезуспешно), поэтому инженеры выбирали такое число первой передачи,которое отчасти смогло бы заменить понижающую ступень в раздаточной коробке Niva. В случае с Xrayнет необходимости ставить совсем уж «ползучую» 1-ю передачу, однако часть потребителей, получив возможность отключить ESP, первым делом начнёт эксплуатировать LadaXray 1.8 в полях, и, рано или поздно, маркетологи зафиксируют очередной всплеск народного недовольства.
Ещё одно новшество, появившееся с «ручной» модификацией – 17-дюймовые колёса. Олег Груненков, директор проекта Xray, признался, что инженеры начали присматриваться к этому диаметру опять же по указке покупателей - дескать, с такими дисками машина выглядит гармоничнее. Однако инженерам пришлось изрядно поломать голову, чтобы не увеличить подрессоренную массу: само колесо вышло тяжелее 16-дюймового, но шина (205/50 R 17)легче, поэтому удалось даже выиграть несколько граммов. Шины нового типоразмера не сильно ухудшают плавность хода: в своё время вазовские конструкторы внедрили внутренний стандарт, по которому высота профиля шины как раз из «комфортных» соображений не должна быть менее 100 мм – на новых колёсах профиль на 2 мм выше. Стыки, трещины, выбоины в асфальте новая Xrayс 17-дюймовыми проходит плавно (многое берёт подвеска), практически не передавая усилия на кузов, кроме того, машина стала не только ощутимо устойчивее, но и меньше реагирует на колейность.
Ещё один интересный момент, связанный с появлением новых колёс. Внешний диаметршины оказался несколько большим – при маневрировании с полным вывертом руля она задевала за пластиковые подкрылки. Инженеры поставили вместо них фетровые (такие же, как и в задних арках), попутно добившись и улучшения шумоизоляции: и фонит спереди меньше, и стук камешков, вылетающих из-под колёс, уже не так раздражает слух.
Само собой, впереди у Xray ещё не одно обновление, и в этом смысле отрадно, чтовладельцы тольяттинского кроссовера не просто проявили высокую «грязевую активность», но и дали обратную связь. Инженеры АвтоВАЗа сейчас как никогда нуждаются в обратных сигналах, ведь в перспективном плане стоит и компактный кроссовер, который по логике уже при запуске на рынок должен предлагать полноприводное исполнение, и, что немаловажно, новое поколение Lada 4x4, часть покупателей которой Xray уже оттянул. Впрочем, даже полноприводный Xray не заменит в полях Lada 4x4. Ни нынешнюю, ни грядущую.