Автомобили.ру
Еще два-три года назад любой человек, узнав, что за «Ладу» просят почти 800 тысяч рублей, повертел бы пальцем у виска: «С какой стати, это же «Жигули»!» Такой образ мышления до некоторого времени был действительно характерен в среде покупателей сегмента лоукост, в массе своей как раз и выбиравших «Лады». Виноваты в такой реакции только сами тольяттинцы, которые исправно, в течение долгих лет, поставляли на родной рынок «тазы», как называли отечественные машины сами «счастливые» владельцы. Однако Vesta, появившаяся в ноябре 2015 года, сильно изменила настроения людей.

Она не одна такая!

Как отметил руководитель отдела маркетинга АвтоВАЗа Александр Бредихин, 44% покупателей седана Vesta – это бывшие владельцы иномарок, причем преимущественно те, кто предпочитал подержанные модели компактного класса. А вот другая часть, добавляет исполнительный вице-президент Ян Птачек, это первые владельцы Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo, то есть, прямых конкурентов. Было бы лукавством не упомянуть и про третью часть – тех, кто пересаживается с «китайцев», однако здесь процесс совершенно точно не связан с ценообразованием. Просто так сложилось, что достойных образцов из Поднебесной в России – пересчитать по пальцам, да и те – кроссоверы, а основная масса легковушек из КНР уже исчерпала кредит доверия и потихоньку уходит из России.

Lada Vesta SW Cross
Собственно, именно с кроссоверами, по задумке тольяттинцев, и должна соперничать Vesta SW Cross. Главная цель – Hyundai Creta, точнее его переднеприводная версия с мотором в 1,6 л, которую оценивают чуть дороже, чем SW Cross с 1,8-литровым ДВС. Впрочем, по большому счету, в России у Vesta SW Cross вообще нет прямых конкурентов. Если расширить географию, окажется, что SW Cross расположилась где-то между европейской Skoda Fabia Scoutline и продающимся в Китае Volkswagen C-Trek. Интересно, что немцы представили свою модель позже, чем АвтоВАЗ концептуальный универсал – дело было на Moscow Off-Road Show в 2015 году. Не означает ли это, что заграница уже смотрит на нас? А почему бы и нет? По крайней мере, можно констатировать, что если Lada и не задает направление развития для мировых рынков, то уж точно находится во главе лидирующей группы.

«Вот главные составляющие успешного дизайна: пропорции, пропорции и еще раз пропорции»

Стив Маттин,

шеф-дизайнер АвтоВАЗа

Что и говорить, тольяттинская новинка стала ориентиром и образцом, задав для других производителей в бюджетном сегменте новую высоту. До сих пор ни одна машина на российском рынке не предлагала такого сочетания геометрической проходимости и объемистого багажника, плотной, подходящей для езды по нашим проселкам подвески, и приличной, на европейском уровне, шумоизоляции. Я уж не говорю о замечательном 1,8-литровом двигателе, дебютировавшем еще на Xray, и на деле доказавшим, что нашим мотористам только финансирование дай, так они кого хочешь за пояс заткнут.

Lada Vesta SW Cross

Ключевое изменение в салоне коснулось обогрева ветрового стекла – по многочисленным просьбам владельцев седана его «повесили» на отдельную кнопку


Удмуртов прибыло!

Как и седан Vesta, оба универсала собирают в Ижевске. Здесь же установили оборудование для изготовления пластиковых боковых накладок и оригинальных бамперов для версии SW Cross, которое пригодится и для седана – ему тоже готовят исполнение с увеличенным клиренсом и обвесом. По обыкновению жесткость кузова универсала ниже – здесь уже нельзя установить поперечную трубу, которая у седана размещена за спинками задних сидений, поэтому универсал пришлось усиливать. В конструкции появилось более 30 «лишних» штампованных деталей. По этой причине он вышел на 50 кг тяжелее седана, еще 20 кг дают пластиковый обвес и усиленная подвеска версии Cross. Средняя локализация Vesta составляет примерно 80%, однако сильно «плавает» в зависимости от модификации: у версии 1.8+5МТ она существенно ниже, потому что два десятка комплектующих к мотору приходят из-за границы, равно как и редуктор французской коробки JR5. Валы и шестеренки коробки АМТ уже наши, только исполнительные механизмы переключения ступеней немецкие – от ZF. Так что локализация 1.6+5АМТ – выше. Самая высокая у версии 1.6+5МТ – здесь и мотор, и коробка свои.

В общем, за руль новенькой Vesta SW Cross в аэропорту Адлера я садился в хорошем настроении, правда, не без опаски. Концепт универсала хотя и показали два года назад, но одно дело увидеть макет на выставочном стенде или фото в интернете, и совсем другое – живую машину на дороге. Как бы не вышло ажиотажа. Как в воду смотрел! Первый же полицейский едва не бросился под колеса: «Это – что, наши делают? Не верю!». Пока он с пристрастием осматривал «Ладу» и вертел свидетельство о регистрации со штампом «Испытания», я отбарабанил предусмотрительно заготовленную «презентацию». «Серийная? – Самая, что ни на есть». Страж порядка еще долго смотрел мне вслед, забыв про службу. Я же решил свернуть с оживленной дороги, потому что если консультировать всех подряд, то и на тест времени не останется.

Проверка в деле

Удалившись от магистрали, я оказался в горном селе, где на одном из подъемов градусов в 15-20 встал за медленно ползущим «КамАЗом». Посмотрим, как справляется флагманский 122-сильный мотор с универсалом SW Cross, который тяжелее седана Vesta на 70 кг! Включаю в ручной коробке первую ступень, убираю ногу с «газа». Едет, да еще как! Мне пришлось даже пару раз осадить «Ладу» тормозами, чтобы она не уперлась в брус безопасности, приваренный к корме грузовика. И это при двух пассажирах в салоне и полных дорожных сумках в багажнике. К слову, и на загородных шоссе мотор совершенно не ограничивает желание водителя держаться в потоке. Разве что на затяжных подъемах водителю придется понизиться на четвертую передачу, а если машина загружена «под завязку», то, может быть, даже и на третью. Но по крайней мере, SW Cross точно не потеряет в скорости и достигнет вершины тягуна, не выпав из потока.

Lada Vesta SW Cross

Вместе с «кроссовым» универсалом тольяттинцы представили и обычный, на него планируют не более 10-20% продаж

Проселки – вот стихия новой «Лады». Трудно сдержаться и не поддать газку. Мы с напарником даже договорились попробовать «пробить» подвеску – не получилось, пока по невнимательности я не влетел в ухаб. «Ну и дорожку организаторы проложили, как для внедорожников!» – радовались мы, пока не поняли, что заблудились. Оказалось, в пылу соревновательной борьбы мы проехали два десятка километров по лесной дороге – сначала грунтовой, а затем и каменистой. Пришлось сбавить ход, но чем дальше мы пробирались, тем крупнее становились камни. Дело ожидаемо кончилось тем, что «Лада» не смогла вскарабкаться в очередной подъем. Да, мы нашли предел ее возможностей. Я вышел из машины, чтобы перевести дух, и только тут оценил обстановку: под колесами – здоровые камни с острыми краями, по одному борту – высокий непроходимый кустарник, по другому – обрыв. К счастью, нам удалось задним ходом, очень медленно доползти до безопасного места, а то пришлось бы эвакуировать нас вертолетом.

Максим Саржин, директор проекта Vesta

Мы знаем о слабых местах нашего автомобиля, к примеру, мы долго калибровали сцепление автоматической коробки АМТ, потому что владельцы жаловались на рывки при старте и при переключении передач (в некоторых режимах). О жалобах на повышенный износ ведомого диска нам ничего не известно, такой статистики у нас нет. Если кто-то и жалуется – это явления точечные. По поводу данных о преждевременном выходе из строя механического регулятора поясничного подпора – та же самая картина. Поставщик сидений нас вполне устраивает, и жалоб от наших дилеров, которые должны аккумулировать претензии покупателей, мы не получаем.

Вернувшись в поля, мы с холодной головой взяли холм-другой, так и не зацепив ничем опасным за днище. Все-таки 203 мм дорожного просвета – именно то, что нужно в наших условиях. Вывесив машину, мы убедились, что тольяттинские инженеры в нужных местах усилили жесткость кузова – и боковые двери, и багажная закрывались и открывались совершенно беспрепятственно. Да-да-да, мы действительно научились делать машины…


Резюмируя наши полевые упражнения, отмечаем: у тех покупателей, кому высокий клиренс SW Cross нужен не только для парковки на бордюре, выбор один – модификация с 1,8-литровым мотором и ручной 5-ступенчатой КП. Дело в том, что у вазовского 1,6-литрового агрегата для полей просто не хватит тяги, а у модификации 1.8 c «роботизированной» коробкой АМТ, для которой ZF поставляет из Германии исполнительные механизмы, существенно меньше диаметр сцепления:  200 мм против 215.

Lada Vesta SW Cross_03
Задние крылья универсала
наряду с ниспадающей линией крыши и углом наклона багажной двери стали, по словам шеф-дизайнера Стива Маттина, который приложил руку к БМВ и «Мерседесам», ключевым элементом облика нового автомобиля
Объем Багажного отсека
до полки-шторки составляет 480 л, но, если сложить спинки сидений второго ряда, получим внушительные 825 л. Со времен «универсальной копейки» 2102 двухобъемная «Веста» стала самым практичным тольяттинским автомобилем
Багажная дверь с электрокнопкой
хотя и добавляет автомобилю массы по сравнению с седаном, но все-таки открывает доступ к багажнику с невиданными доселе для наших машин опциями: нишей, спрятанной под фальшполом, и системой удерживающих устройств
Плавник-антенна на крыше и релинги
не единственные новые позиции – к примеру, в салоне есть подогрев задних сидений, а на тыльной стороне центрального бокса – USB-розетка для подзарядки гаджетов пассажиров второго ряда
Дорожный просвет 203 мм
даже больше, чем на кроссовере Lada XRAY. «Кроссовую Весту» поставили на оригинльные пружины, что не только дало новую геометрию, но и резко увеличило комфорт подвески по сравнению с седаном и обычным универсалом
Обвес по нижнему периметру кузова
не так прост, как кажется. Если сбоку на порогах и дверях тольяттинские инженеры использовали накладки, то бамперы – оригинальные! Серебристые накладки и двойной патрубок эстетически дополняют облик машины
Задние дисковые тормоза
прежде на отечетственные серийные машины не ставили никогда, что касается Lada, то впервые они должны были появиться на XRAY Cross, однако такая версия пока не появилась, поэтому приоритет отдали Vesta SW Cross

Жаль, что вазовцы еще только думают над полным приводом для моделей с поперечным расположением силового агрегата. Если бы все четыре колеса «Кроссовой Весты» сделать ведущими, наш завод оказался бы не в состоянии обеспечить лавинообразный спрос. Наверное поэтому и медлят… К слову, именно Vesta SW Cross должна стать первой машиной после классической «Нивы», борт которой украсит шильдик «4х4». Случится это может, ориентировочно, через год-другой.

Коротко о главном

Двигатель
Тип
4-цилиндровый, рядный
Расположение
спереди поперечно
Рабочий объем, см3
1774
Клапанов на цилиндр
4
Мощность, л.с./об./мин.
122/5900
Крутящий момент, Нм/об./мин.
170/3700
Трансмиссия
Привод передний
Коробка передач 5-ступенчатая
Размеры/масса
Длина/ширина/высота, мм 4410/1764/1512
Колесная база, мм 2636
Дорожный просвет, мм 203
Снаряженная масса, кг 1330
Динамика/экономичность
Скорость, км/ч 182
Разгон 0-100 км/ч, с 12,9
Расход топлива в городском цикл, л/100 км 9,9
Объем топливного бака, л 55
Коротко о главном

В отличие от других моделей Lada, vesta sw cross не предлагают в «голых» комплектациях, что выгодно отличает отечественные модели от «иномарочных» конкурентов. Базовая Vesta SW Cross сразу идет в комплектации Luxe. Однако из этого совершенно не следует, что нужно брать базовую модификацию. Ее оснащают слабым 106-сильным вазовским мотором 21129, который здорово ограничивает возможности машины и на трассе, и на грунтовке, и в полях.

18+