Автомобили.ру
Говорить об электромобилях принято с постным или решительным до озверелости выражением лица. Как же, на кону судьбы мира! Но, поверьте, если спасать планету с таким настроем, то ей точно крышка. И конечно, когда после напутствий в стиле «Экология или смерть!» оказываешься за рулем очередного авто с «нулевым» выхлопом, то мозги закипают в попытках вспомнить напрочь забытый закон Ома и – прости, господи! – правило буравчика. Тут не до жиру. Быть бы живу!

smart ed Cabrio
По счастью, в этом «зеленом» аду имеется отдушина. Создатели smart ed (electric drive) улыбаются. И я улыбаюсь, глядя на десятки разноцветных карапузов с номерами пижонской серии S EV, собранных во дворике Музея современного искусства в Quartier des Bains, артистическом квартале Женевы. Часть малышей – на электропривязи. Ну-ка, как долго заряжается «пустая» литий-ионная батарея (LIB) разработки ACCUmotive, подразделения концерна Daimler? От домашней розетки, куда приходит ток силой 12 А и напряжением 230 В, как, скажем, в России, Финляндии и Норвегии, это займет 9,5 ч. Для зарядки с ≈0 до 80% – 6 ч. Сразу вспомнился экспонат из того самого музея, часы с надписью на циферблате «QUASINFINIT» (почти бесконечность). Правда, в Европе с весны 2018-го начнут устанавливать суперзарядники мощностью 22 кВт, которые сократят время «электрозаправки 0-80% до 45 мин. Но появятся ли эти устройства у нас, пока неясно. Словом, революция на этом EV-направлении откладывается.

smart ed Cabrio

Красивые удобные сиденья снабжены подогревом, но электрообогреватель салона наиболее эффективен при подзарядке LIB от сети

Тогда почему немцы решили впервые официально выпустить электрический smart на российский рынок, да еще к зиме? О, разработчики «Эда» очень верят в новую батарею! 96 ее ячеек с улучшенной VS предшественника химией при меньших весе и габаритах LIB обеспечивают ее бОльшую емкость. Достаточную ли, чтобы smart ed не пришлось ставить на прикол при русских морозах? Ровен Ремп, менеджер проекта, с улыбкой чистосердечно признался: «Мы никогда бы не предложили модель в России, если бы в холода запас хода уменьшился до 50 км. Да, этот показатель заметно сократится из-за неоптимальных для химических реакций в LIB температур, но на пробег в 80 км при работающем обогревателе салона рассчитывать можно». Вполне приемлемо, если верить статистике, утверждающей, что среднедневной пробег EV – 45 км.


smart ed – образец того, каким должен быть электромобиль при нынешнем уровне технологий

Но мы-то в Швейцарии, и лето в разгаре. Значит, выбор очевиден – smart ed Cabrio. Собственно, организаторы теста иной возможности и не предоставили. Хотя могли. Электрической силовой установкой впервые оснащается вся smart-линейка, включая четырехдверку ForFour. Будет возможность, доберемся и до нее, а пока... Открытый «Эд» шустро вливается в плотный женевский трафик и в коротких (ограничение скорости 50 км/ч!) спуртах со светофоров никому не дает спуску. Впрочем, это объяснимо. Хотя smart ed Cabrio тяжелее собрата с ДВС на значимые 120 кг, все же характер электромотора, выплескивающего все 160 Нм тяги без малейшей раскачки, – отличный уравнитель удельной мощности. Это тем более приятно, что перенастроенная с учетом дополнительной нагрузки плотная подвеска не замыкается даже на брусчатке. Словом, в городе «Эд»  – парень не промах! Но не закиснет ли EV с одноступенчатым редуктором на скоростных дорогах?

smart ed Cabrio
Организаторы не стали отводить глаза, криво усмехаясь, а просто вывели маршрут за границы Женевы, и... Мое лицо непроизвольно расплывается в улыбке. Нет, smart ed – не вспыхнувшая и тут же погасшая на ветру спичка. Это бенгальский огонь, весело и достаточно долго сыплющий веселыми искорками! По петляющим загородным дорожкам электрический smart сыпал по-взрослому. Похоже, увесистая LIB в подполе только придала малышу устойчивости. А вот передо мной «тормоз». Педаль акселератора в пол – и «Эд» выдает отменный спурт с 70 км/ч. А на скоростной трассе smart ed Cabrio без натуги разменял «сотню». Но не посмеются ли электрические технологии последними после всех этих энергозатратных упражнений?


Оказалось, создатели «Эда» не шутили, когда обозначили запас хода версии Cabrio в 155 км. На финише 60-километрового маршрута счетчик показал 52%-й запас заряда батареи. Такая точность вызывает лишь улыбку одобрения. И все же есть способ сделать smart ed еще веселее и... безопаснее для пешеходов. Абсолютно бесшумной машинке не помешал бы синтезатор звука двигателя КамАЗа.

Коротко о главном

Силовая установка
Тип двигателя
электрический трехфазный
Мощность, кВт (л.с.)
60 (82)
Тяга, Нм
160
Тип батареи
литий-ионная
Емкость батареи, кВт∙ч
17,6
Трансмиссия
Привод задний
Коробка передач 1-ступенчатый редуктор
Размеры/масса
Длина/ширина/высота, мм 2695/1663/1553
Колесная база, мм 1873
Диаметр разворота, м 6,95
Снаряженная масса, кг 1115
Объем багажника, л 260-340
Динамика/экономичность
Скорость, км/ч 130
Разгон 0-100 км/ч, с 11,8
Запас хода, км 155
Коротко о главном

Уровень развития технологий и зарядной сети сегодня оставляет для EV лишь одну нишу, где они жизнеспособны без огромных госдотаций, – нишу маленьких ситикаров. Симпатичный бойкий smart ed органичен в этой роли еще и благодаря хоть сколько-нибудь вменяемому ценнику (от €21 940 в Германии)

18+