Автомобили.ру
Выкладывающийся на разгоне по-максимуму 4-цилиндровый оппозитник еле слышен, да и гул от покрышек, катящихся по крупнозернистому асфальту, не давит на уши. Один только взрыв акустического комфорта способен разнести на атомы сложившиеся представления об XV! А ведь, на первый взгляд, компакт-кроссовер третьей генерации (считая от дебютировавшей в 2010-м Impreza XV) совсем не революционер. Хотя, если глаза – зеркало души, то, всмотревшись в них, можно кое-что понять. Ситуация осложняется тем, что у нового XV с 2-литровым мотором в комплектациях ES/S-ES целых пять глаз, не считая противотуманок: помимо LED-фар есть еще три зрачка-камеры за лобовым стеклом. Инопланетянин? В известном смысле. Так или иначе, квинтет органов зрения излучает сосредоточенность. И это слово-ключ к пониманию характера нового XV. При всем вроде бы внешнем сходстве с предшественником наш герой выглядит куда более собранным, энергичным. Что уж говорить про интерьер, откуда без следа исчезла атмосфера бюджетности, словно ее втянула в себя черная дыра!

Subaru XV new
Но Subaru не из тех компаний, что довольствуются сменой декораций. Под снос пошло само основание, чтобы подвести под преемника недавно разработанную SGP – глобальную модульную платформу. Подопечные Тецуо Онуки, главы инженерного подразделения Subaru №1, сотворили нечто особенное, ведь основные характеристики SGP vs уже достойной «тележки» прежнего XV улучшены на десятки процентов! В тротиловом эквиваленте вклад SGP во взрыв новизны ощущений от модели измеряется мегатоннами, тогда как у силового топ-агрегата (версии по цене от 1 599 000 руб. с 1,6-литровым 114-сильным мотором объехали тест в Карачаево-Черкесии стороной), пережившего коренную модернизацию, – килотоннами, а у IT – едва ли тоннами. Доступные теперь для XV три цветных дисплея красивы, насыщены информацией, большой тачскрин в контакте со смартфон-приложениями Apple CarPlay/Android Auto, и это здорово. Вот только время переключения музыкальных треков, плотно утрамбованных на CD, измеряется световыми годами, а неспособность встроенного навигатора на модели в топ-исполнении S-ES за 1 999 900 руб. отображать пробки заставляет прокручивать в голове фразу: «Хьюстон, у нас проблемы».

Subaru XV new

Дизайн салона придется по вкусу тем, кто шику предпочитает стиль и удобство. А также оригинальность. У большинства автомобилей стрелки спидометра и тахометра в покое смотрят где-то на 7.30, у спортивных – на 6 часов, а у XV теперь на 9. Запоминающаяся мелочь!

Похоже, они и у электронной барышни, озвучивающей целеуказания. Судя по внезапному переходу с русского на подобие шепелявящего португальского даме пора к стоматологу. Но – клянусь Высшим космическим разумом! – это не последствия аварии, что подтвердит и дородная буренка, вальяжно вышедшая наперерез моей машине ровно тогда, когда после очередного витка серпантина я готовился разминуться со встречкой. Тормозам XV зачет!



Впередсмотрящий

Как напоминание об авиационных корнях Subaru, на дисплее внутри приборного щитка под пиликанье звукового сигнала появляется картинка с силуэтом автомобиля в рамке похожей на прицел истребителя. Сопроводительная надпись поясняет: «Автомобиль впереди начал движение». Да, без такого погонялы мир, утонувший в смартфонах, грозит остановиться!
По той же или какой другой причине предлагается страховка для путающих на парковке положение селектора CVT. При попытке тронуться вперед с места и протаранить преграду XV поупирается секунды три тормозами. Правда, желательно, чтобы передние колеса страховал упор, как на паркингах в Японии. Это лишь одна, необычная часть функционала дебютирующей в России системы EyeSight. Кроме того, на использующий стереокамеру за лобовым стеклом комплекс возложена обязанность следить за непреднамеренным пересечением линий разметки и опасным сближением с пешеходами, велосипедистами и, разумеется, автомобилями, мотоциклами кроме встречных.
Подкорректировать программу заставил опыт испытаний в России, где обгоны часто происходят накоротке, а EyeSight третьего поколения видит преграду уже за 110 м и в случае бездействия водителя активирует тормоза. Момент перехода к решительным мерам зависит от степени перекрытия сближающихся объектов: чем она меньше, тем позже EyeSight вмешается, давая водителю совершить маневр уклонения от преграды. Принцип «Человек за рулем всегда прав» накрепко вбит в мозги системы, и, увидев попытку ухода от столкновения, она отключится даже на скоростях (до 50 км/ч на сухом покрытии) гарантированного предотвращения аварии. Но и перенапрягать EyeSight не резон. После трех остановок в режиме автоматического экстренного торможения система, если она не перезагружена отключением/включением двигателя, закрывает глаза на происходящее, видимо, исчерпав запас терпения.
Наконец EyeSight подменяет привычный радар в качестве поводыря для адаптивного круиз-контроля. Совместитель дешевле? Собственно, возражений против такой привязки нет. Только не полагайтесь на адаптивный круиз в туман. А еще помните: EyeSight, в пакете с рядом других полезных опций утяжеляющий цену XV на 100 000 руб., не автопилот, а комплекс ассистентов, которые могут подставить плечо водителю. Японская статистика подтверждает: толк от этого есть.

Переэкзаменовка не грозит и силовому агрегату модели, хотя перевод 2-литрового оппозитника на прямовпрыск, исключив прежде допустимую возможность заправки 92-м бензином, не изменил «высотный» характер безнаддувного мотора. Особенности же нашей налоговой системы заставили подрубить мощность со 156 до прежних 150 л.с., так что в плане динамики новый XV оторвался от предшественника куда меньше, чем на парсек. Только это другой разгон! Фирменный вариатор (CVT) Lineartronic научили в полностью автоматическом режиме имитировать переключение передач, и вам уже не сверлит мозг троллейбусное завывание зависшего в зените оборотов двигателя. К тому же «субаровский» CVT расторопно откликается на kick-down и эффективно тормозит двигателем в «ручном» режиме, а добавление 7-й, сверхэкономичной «передачи», вкупе с увеличением объема топливного бака на 3 л сокращает визиты на заправки. Проверено! И все же конкуренты из Германии с близкими по мощности бензиновыми турбо-»четверками» меньшего литража резвее. Это факт. Как и то, что немецкое premium-трио с такими моторами – сплошь переднеприводные городские пижоны со стартовой ценой почти вровень, если не выше (M-B GLA) максимальной у XV, для которого трансмиссия 4х4 – стандарт.

Subaru XV new

Сосредоточенность – слово-ключ к пониманию характера нового XV

Но повременим сворачивать с асфальта. На нем новый XV с очень высокой для кроссовера посадкой и почти метровым передним свесом, где разместился пусть и распластанный, но все же увесистый оппозитник удивляет не меньше, чем НЛО. При таком-то телосложении откуда взяться отменной устойчивости на скоростных прямых, а особенно цепкости и проворству в виражах? Конечно, от SGP! Новая платформа позволила притопить центр тяжести модели на 5 мм, на 70% увеличить жесткость кузова на кручение, добиться двукратного (!) увеличения жесткости в критически важных для управляемости точках крепления подвески, плюс по-новому установленные стабилизаторы поперечной устойчивости зажали крены на 50% vs прежнего XV, а рулевое управление прибавило в резкости. Наконец модель получила систему Active Torque Vectoring (ATV), имитирующую в виражах действие межколесной блокировки, причем в отличие от ATV, появившейся в 2015-м на Impreza WRX и Outback, она действует на обе оси, а не только переднюю, что добавило предсказуемости, надежности поведению автомобиля на дуге.

Subaru XV new

Основа всему
Дебютировавшая на Impreza последнего поколения модульная Subaru Global Platform (SGP) послужит основой для всех новых моделей марки с традиционными, гибридными и чисто электрическими силовыми установками. Существенный выигрыш в жесткости SGP обеспечивает в частности более широкое использование высокопрочной стали и заполнение промежутков между точками сварки спецклеем.

Только чего бы стоили в России эти драйверские таланты нового XV без всеядности подвески? К счастью, впечатляющий баланс управляемости и комфорта, найденный с третьей попытки на модели предыдущего поколения, сохранен. Кочки, выбоины на дорожном полотне не превращают автомобиль в отбойный молоток и не сбивают с траектории даже в повороте, а отсутствие выраженной вертикальной раскачки кузова позволило держать темп на каменистой горной дороге, не уповая лишь на прочность стальной защиты (опция) моторного отсека. Инженерная магия Subaru в действии!

Subaru XV new

Эффективнее & надежнее
Вариатор Lineartronic, сохранив оригинальную схему с гидротрансформатором вместо пакета фрикционов, не только существенно (7,8 кг) сбросил вес. Более мелкозвенная (на 10%) цепь фирмы Luk глубже заходит в шкивы вариатора, что позволило расширить диапазон передаточных чисел и добавить 7-ю «передачу», получив выигрыш в разгонной динамике и экономичности. За счет бОльшего числа соединительных штифтов цепи и увеличения пятна их контакта со шкивами уменьшена вероятность срыва цепи со шкивов и их повреждения. Интересная особенность: у версий с 2-литровым мотором перевод селектора CVT в «М»-положение позволяет лишь выбрать «длительный ручной» режим, тогда как за переключение «передач» отвечают подрулевые лепестки. В этом случае двигатель на каждой «ступени» отрабатывает до красной зоны тахометра, а в «драйве» CVT быстро возвращается из лепесткового режима в автоматический.


Тонкая настройка

При сохранении принципиальной схемы независимой подвески (стойки McPherson спереди/по-спортивному крепящиеся к подрамнику через шаэсы сдвоенные треугольные рычаги сзади) в ее конструкцию внесено немало изменений. Так, для улучшения управляемости усилены крепления подрамников к кузову. Уменьшить крены автомобиля помогло появление точек крепления переднего стабилизатора на корпусе амортизаторов и перенос креплений заднего стабилизатора с подрамника на кузов. Для лучшего баланса комфорт/управляемость перенастроены амортизаторы, а в стойках McPherson цилиндрические пружины заменены бочкообразными, что позволяет адаптировать работу подвески под профиль дороги. Снижению вибраций способствовал переход от чугунных ступиц задней подвески к алюминиевым.

С чистого листа

От прежней 2-литровой оппозитной «четверки» серии FB, появившейся в 2010-м, остался лишь рабочий объем. Передержка? Возможно. Но небольшая. Алюминиевый блок теперь выполнен с узлами крепления навесного оборудования, прежде монтировавшегося на кронштейнах, что, как и установка двигателя на гидроопоры, дало снижение вибраций плюс некоторое понижение центра масс. В целом мотор без навески стал легче на ≈12 кг. На выходе – лучший отклик на нажатие педали газа. Перевод на прямой впрыск бензина сопровождался повышением степени сжатия с 10,5:1 до 12,5:1 и изменением формы камер сгорания, что повысило экономичность.

Subaru XV new

Лучшее не враг хорошего
В 2012 г. прежний XV получил высший рейтинг безопасности EuroNCAP, но Subaru не остановилась на достигнутом. SGP позволила на 40% улучшить характеристики поглощения энергии удара при столкновении. В итоге, во всех краш-тестах IIHS (Американского страхового института дорожной безопасности) новый XV, продаваемый в США под именем Crosstrek, заработал отличные оценки. В России в базовую комплектацию модели входят в частности 7 эйрбегов и система динамической стабилизации, а топ-версии с 2-литровым мотором получают еще и пакет систем обнаружения объектов позади автомобиля.

Японская щепетильность

Все XV с 2-литровым мотором комплектуются светодиодными фарами и к тому же с функцией динамического освещения поворотов в трех комплектациях из четырех. IIHS оценил работу LED-светотехники на «четверку», отметив несколько меньшую эффективность левых фар на прямой, а для ближнего света еще и в пологих поворотах. Наш опыт вождения XV в темноте подтвердил выводы американцев. Похоже, японцы, адаптируя модель для стран с правосторонним движением, решили лучше перебдеть, чем допустить ослепление водителей встречного транспорта. Тем более что на ряде рынков (российском в том числе), в режиме Auto LED-фары автоматически переключаются между дальним и ближним по сигналу от центральной камеры за лобовым стеклом.

Собственно, на этом тест-программа для многих других кроссоверов и завершилась бы под бравурные возгласы «Мы сделали это!» Нам же предложили на новых XV, обутых в штатные 18-дюймовые покрышки Bridgestone Dueler H/P sport с практически шоссейным рисунком протектора, вполне себе джиперский маршрут через перевал. Разумеется, кроссовер Subaru с бензиновым мотором, выдающим максимум тяги на верхах, и обходящийся без понижающей передачи в трансмиссии, не внедорожник. Но и не «паркетник»!

Да, некоторое увеличение продольных размеров модели подрезало показатели геометрической проходимости и все же не настолько, чтобы нивелировать преимущества XV перед конкурентами за счет огромного по классовым меркам клиренса в 220 мм. Да, при старте с места с вывернутыми колесами (хотя за такое в школах внедорожного вождения бьют по рукам) Subaru, у которого при движении в обычном режиме крутящий момент между осями делится 60х40%, становится почти переднеприводным. Зато умная многодисковая муфта, подключающая заднюю ось XV, куда лучше, чем сплошь и рядом, противостоит перегреву, благо помещена в картер CVT. А на скользких поверхностях и при диагональном вывешивании увереннее чувствовать себя даже опытному водителю позволит появившаяся на XV фирменная система X-Mode, которая точнее и быстрее дозирует тягу в том числе при межколесной «блокировке». Удобнее ли управлять скоростью на спуске при работающей до ≈43 км/ч в связке с X-Mode системе автоматического подтормаживания с помощью педалей газа/тормоза, а не кнопками круиз-контроля на руле? В чем-то да, и уж точно это нестандартный ход.

Subaru XV new

У дизайнеров Subaru тонкое чувство меры. Внедорожный обвес прибавил в агрессивности ровно на столько, чтобы кроссовер не превратился в пародию на внедорожник

На свой манер инженеры Subaru настроили и ассистент удержания XV при старте на уклоне. На крутом подъеме «якорем» служит автоматически включающийся электромеханический стояночный тормоз. Он не устанет стопорить кроссовер от рассвета до заката, если, скажем, вы вдруг застыли, очарованные величием искрящегося под солнцем заснеженного Эльбруса. «Бросьте эту романтику! Спуститесь с небес на землю! Лучше бы объем грузового отсека XV подтянули до классовых стандартов», – бросит прагматик. И будет по-своему прав. Вот только Subaru XV создан для тех, кто не разучился любоваться звездами, а для неба любой кузов тесен...

Subaru XV new_02
Новый XV далек от попсово-мультяшной стилистики, но выразительности у него не отнять. Чтобы разглядеть это, излишен потенциал реликтов советской науки, огромных телескопов БТА и РАТАН-600 в Карачаево-Черкесии или расположенного на Гавайях их собрата-гиганта Subaru японской Национальной астрономической обсерватории


Коротко о главном

Двигатель
Тип
оппозитный 4-цилиндровый
Рабочий объем, см3
1995
Мощность, л.с./об./мин.
150/6000-6200
Крутящий момент, Нм/об./мин.
196/4000
Трансмиссия
Привод постоянный полный
Коробка передач вариатор
Размеры/масса
Длина/ширина/высота, мм 4465/1800/1615
Колесная база, мм 2665
Дорожный просвет, мм 220
Углы въезда/съезда/рампы, ° 18/29/21,9
Снаряженная масса, кг 1441
Объем топливного бака, л 63
Объем грузового отсека, л 310-1220
Динамика/экономичность
Скорость, км/ч 192
Разгон 0-100 км/ч, с 10,6
Средний расход топлива, л/100 км 7,1
Коротко о главном

Subaru XV, возможно, не ровен в каких-то своих проявлениях, но он из той редкой сегодня породы автомобилей, что нетривиальны технически и дарят удовольствие от вождения, да еще в самых разных условиях. Ценовой паритет с нынешним Forester? Прайс-лист Subaru в России обретет логичность с появлением нового «Лесничего» на базе SGP. Ожидание не затянется...

18+