Кто их видел, настоящие английские машины? И когда? Ленд-лиз не считаем. Может быть, классический Mini или Silver Seraph у старого здания британского посольства в Москве? В основном же модели из Англии, представленные в России официально, были уже продуктами глобaлизации, интеграции и тонкого маркетингового расчета – сначала со стороны американских, а позже и немецких фирм. Нам показывали Jaguar с мотором «Линкольна», Lotus с двигателем «Опеля» и даже Rolls-Royce с «сердцем» BMW. Мы трепетали от увиденных «истеблишментов».
Tuscan – тосканец, житель Тосканы, местности в Центральной Италии, где делают всем известное вино.
Тушкан (-чик) – jerboa
Подрулевые переключатели и рычаг коробки также токарного производства, то есть полностью оригинальны. Вышло накладнее, чем покупные элементы от серийных легковушек, но зато несоизмеримо дороже по внешнему виду. Кроме того, металлом гораздо приятнее делать такие простые движения, как включение поворотника или же третьей передачи. Ты словно досылаешь патрон в патронник. А спусковой крючок у тебя находится под правой ногой – такая здоровенная алюминиевая напольная педаль-платформа. Ее ход долог, что позволяет тебе точно дозировать подачу топлива. Ограничитель же максимальных оборотов двигателя на высшей передаче выполнен... в виде болта, который ввернут в моторный щит и ни за что не даст педали «утопнуть».
Если же представить эмоцию от посадки в Tuscan с точки зрения электротехники и мысленно пустить на педаль и рычаг электрический ток, то водитель замкнет собой эту цепь и станет прибором накаливания. По его венам и органам потечет заряд – заряд эмоций от управления совершенно первобытной спортивной мощью. Это непередаваемые ощущения. Хотя с точки зрения комфорта все очень мило. Нет табуреточного подпрыгивания, нет сбившегося на кочках дыхания, склеенных на руле конечностей, потливости и других атрибутов стритрэйсинга. Говорят даже, что есть люди, получающие адреналин не от вечерних сборов у Поклонной горы, а на Нюрбургринге или в Куршевеле. И ничего. TVR – это как раз из куршевельской серии.
Прежде чем попасть в салон и открыть дверь TVR с первого раза, придется обшарить всю боковину машины в поисках кнопки (кстати, такие формы стоит хоть раз и самому помыть вручную). Не находится. Это такая фирменная «тэвээрошная» «фишка» – располагать кнопку электрического привода замка под зеркалом заднего вида. Это еще одно, чем гордится коллектив. С нажатием кнопки приопускается боковое стекло (образуется щель, которую нужно использовать как дверную ручку), замок отщелкивается и дверь открывается.
Вообще, экстраординарность этой машины во многом, если не во всем, инженерно обоснована: проще делать свое неповторимое, чем постоянно оглядываться по сторонам. «Делай, что должен, и будь что будет!» Например, капот, состоящий из двух крышек. Откидная – только передняя. Под ней лишь вентиляторы системы охлаждения и заправочные горловины. Сам двигатель накрыт задней крышкой, закрепленной неподвижно на четырех болтах. По вопросам отсоединения этой детали с целью доступа к двигателю и просто удовлетворения интереса рекомендуется обращаться к официальному дилеру (нам так и не дали сфотографировать этот «легендарный» Speed Six). Сделано это для того, чтобы точно распределить обтекающие и проникающие в моторный отсек воздушные потоки.
Конструкция «крыши» у «Тускана» позволяет за 2–3 минуты трансформировать «кабину» из купе в таргу. Для этого нужно отщелкнуть три замка крыши (передний находится над внутрисалонным зеркалом, а два задних приводятся в действие ручками в багажном отсеке) и поднять со стоек 15-килограмовую пластиковую панель. Багажник спроектирован так, что крышу можно положить внутрь, но поверх всех вещей. За то же время можно из тарги получить кабрио – отвинтить болты, крепящие заднее окно (из прозрачного пластика) на стойке кузова. Стекло также можно засунуть в багажник, упаковав в мягкий защитный чехол. В списке опций к «Тускану» я рассмотрел так называемый «зимний пакет». Он интересен, прежде всего, увеличенным дорожным просветом и 4-литровым баком омывателя. Это то, что нам в России нужно уже летом! Остальные «зимние» позиции, такие, как «улучшенный обогрев заднего стекла» и «дополнительная теплоизоляция крышки капота», мало убеждают в возможности использования этого автомобиля уже начиная с ноября. Случается в Москве и снег, а таких дорожных просветов на TVR не делают.
По делу же все скажет Алексей Васильев.
ПО ЕЗДЕ
Сразу понятно, что это самоделка, то есть модель сделана чьими-то «своими руками». И она сохраняет в себе энергетику мастеровых людей, их рук, уменья, цеховых традиций. И это замечательно. К такому автомобилю не применима какая-то количественная или серийная характеристика. Даже несмотря на то, что TVR выпускает свыше тысячи автомобилей в год, сказать о них во множественном числе, допустим, «50 штук», язык не поворачивается. Еще труднее это представить. Конечно же, уникальная вещь. Никто из известных нам производителей автомобилей «в серии» не способен на такой полет фантазии, на такой отрыв от производственной необходимости. Мне кажется, что автомобиль в том виде, в котором он появился сегодня в Москве, и был когда-то задуман дизайнерами. Поэтому-то то он и смотрится как футура, как концепт. И только его умение ездить развеивает сомнения в том, что это готовый полноценный автомобиль. В нем нет знакомых черт и плагиата других спорткаров. Так же, как и нет упрощений и унификации с дешевыми моделями. Скажем, в некоторых Ferrari мы найдем по мелочи кнопки-ручки-личинки от Fiat, в Porsche – от VW и Audi, в Aston Martin – от Ford. В TVR мы ничего такого не найдем. Вся его мелочь даже не отштампована, а поштучно выточена в металле. Не удивлюсь, если на станках времен Черчилля, но опытнейшим мастером.В конструкции TVR Tuscan нет ничего заумного. Все так же традиционно, как и в любой английской самоделке, только очень качественно, с четким соблюдением всех допусков и посадок. По сути, он не намного сложнее того же Caterham Super7, этого «собери сам»: пространственная рама, днище, пластиковые панели кузова. Поэтому, я думаю, он вполне ремонтопригоден в частном гараже.
TWR – гоночная команда и инжиниринговое предприятие Тома Уолкиншоу. Известна по участию в F1 под маркой Arrows и гонках спортпрототипов на автомобилях Jaguar. К TVR не имеет никакого отношения.
Идем дальше. Про педали. Все три педали напольные. Это определяет кинематику работы привода сцепления, тормозов, дросселей и суставов человека – требует полного выжима. Педаль тормоза короткоходная, в приводе нет вакуумного усилителя и эффективность тормозов достигается только благодаря большим размерам скоб, тормозных цилиндров и дисков. Судя по форме корпуса тормозного механизма это AP Racing. Тормоза эффективные, но с ярко выраженными спортивными характеристиками: жесткие с большим «педальным» усилием. Такой принцип их работы не позволит комфортно управлять машиной элегантным девицам. Или потребует от них специальной подготовки. Конечно, учиться лучше на другом автомобиле.
Понравился звук. Этот автомобиль вообще как-то правильно и одновременно просто решен акустически. Басы двигателя и посвистывание ветра очень гармонично стекаются воедино и создают ощущение скольжения в воздухе. Вы посмотрите на форму «Тускана»: он действительно должен скользить сквозь атмосферу. Но это лирика. Если по существу, то набегающий поток воздуха не бьет в уши, не проникает под рубашку и не оттопыривает карманы. Наверное, это из-за большого наклона и панорамности лобового стекла.
Посадку и сами кресла я назову оптимальными для спортивного автомобиля. Мне также очень понравилась панель приборов. Кроме кнопок, о которых я говорил, там есть классный жидкокристаллический дисплей, на который можно поочередно вызывать показания всех параметров работы всех систем автомобиля, и который очень напоминает дисплей моего боевого автомобиля Porsche. Оперировать самим дисплеем легко – это не труднее, чем разобраться в меню телефона Nokia. Что не понравилось, так это постоянно вибрирующий козырек над дисплеем. На этом козырьке, кстати, расположена контрольная лампа ограничителя максимальных оборотов, на профессиональном гоночном языке – Shift. Она зажигается в момент, когда необходимо переходить на следующую передачу. Может, вибрация козырька тоже элемент интерьера? Глядя на такой автомобиль, скажу: «может».
Рычаг переключения передач абсолютно спортивный. Короткоходный, строгий, требует очень точного перемещения и позволяет чувствовать ход вилки в коробке передач.
Управляемость. Автомобиль очень четко вруливается в повороты, нет срыва задней оси. Например, у того же Caterham, построенного по аналогичной схеме, зад в повороте болтается, как сопля. У TVR очень плотно загружены обе оси. Передняя – объемным двигателем, задняя – людьми и свесом. И за счет оптимальной развесовки по осям машина управляется очень четко и предсказуемо. Вот, пожалуй, и все.
Стоит ли брать такой автомобиль на каждый день? Нет. Точно нет. Это машина на уикенд, позволяющая еще больше поднять настроение выходного дня и скрасить его скоротечность.
Конструкция
КУЗОВ
Кузов нового «тосканца» построен по классической для автомобилей марки TVR схеме: пространственная рама из стальных труб различного диаметра, основу которой составляют четыре продольные трубы, спрятанные в сильно разросшийся тоннель. Внутри рамы, к которой крепятся рычаги подвески, устанавливается двигатель с коробкой передач и редуктор заднего моста.Отдельно к раме прикрепляются дуги безопасности. Их скрывают проемы лобового и заднего стекол.
Все модели TVR имеют замечательную особенность – стык между передним крылом и дверью выполнен «внахлест» с широкой щелью. Если раньше в него отводилось тепло от мотора, то теперь это, скорее, декоративный элемент.
Желающих осмотреть двигатель ожидает сюрприз – под «пользовательским» капотом лишь крышки бачков омывателя стекол и моторного масла. Настоящий же капот привернут к кузову несколькими винтами. Благодаря отсутствию петель, замков и рамы жесткости, конструкторам удалось свести вес крышки моторного отсека к желаемому минимуму.
Под крышкой багажника, почти не «отъедая» места у багажа, легко умещаются заднее стекло и крыша типа «тарга».
Представители фирмы утверждают, что Tuscan прошел все тесты на безопасность – между тем подушек безопасности на машине нет.
ПОДВЕСКА, РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ТОРМОЗА
Классическая для всех автомобилей марки TVR подвеска из сдвоенных треугольных рычагов применена и здесь. По сути, это укороченная «тележка» от машины Cerber с минимальными доводками, вызванными изменением базы.Рычаги изготовлены из различных профилей. Передние несут поворотные цапфы. Задние – корпус подшипника.
Пружины, газовые стойки амортизаторов и стабилизаторы поперечной устойчивости – все как всегда. В ближайшее время поступит в продажу обновленная версия Tuscan с серьезно модернизированной подвеской.
Рулевое управление – рейка с гидроусилителем. Усилие меняется в зависимости от скорости движения. На обновленном автомобиле устанавливается электрогидравлический усилитель.
Мощнейшие тормоза с вентилируемыми дисками, естественно, без ABS. Никаких систем стабилизации тоже нет.
ДВИГАТЕЛЬ
В отличие от предыдущих моделей, все модификации Tuscan комплектуются рядным шестицилиндровым, полностью алюминиевым двигателем собственной конструкции (гильзы, естественно, стальные). Этот мотор пришел на смену переделанным «роверовским» V8, дешевле их и практически не уступает «восьмеркам» по характеристикам.По сути, варианты двигателя (3.6 и 4.0 л) отличаются только длиной хода (разные коленвалы). Все остальное идентично. Мотор двухвальный, четырехклапанный, привод распредвалов – цепью. Никаких гидрокомпенсаторов зазоров и регулировки фаз нет.
Особая гордость конструкторов – механизм привода клапанов, в котором кулачок распредвала через тонкий носок коромысла надавливает на стержень клапана. Такое почти непосредственное воздействие и отсутствие плеч в приводе дало возможность применить очень высокую характеристику открывания и закрывания клапанов. В основном благодаря этому и удается «снимать» по 100 лошадок с литра рабочего объема.
Двигатель с сухим картером – мера по борьбе с оттоком масла в длинном моторе при резком старте. Блок наклонен (налево по ходу движения) на 15 градусов для понижения центра тяжести.
Внутри скрываются стальные кованые шатуны, легкосплавные поршни, тонкостенные гильзы цилиндров и полностью уравновешенный коленчатый вал.
ТРАНСМИССИЯ
Пятискоростная ручная коробка передач собственной конструкции. На самом деле, обыкновенная по устройству двухвальная коробка. Идеально подобранные передаточные числа и ручная сборка – вот и весь секрет успеха. Существует два варианта коробок для моторов разного объема.Поскольку сама КПП располагается как раз под правой рукой «пилота», никаких тяг или шарниров в приводе включения передач нет. Недлинный рычаг из салона уходит прямо в недра агрегата. Отсюда высочайшая точность при переключениях.
Коротенький кардан зажат между коробкой и редуктором с самоблокирующимся дифференциалом.
Стиль
Вне всякого сомнения, перед нами рафинированный и уникальный по стилю британский автомобиль. А посему все, кто по утрам не ест овсянку и навскидку затрудняется назвать время варки яйца всмятку, вряд ли положительно оценят его внешность. С непривычки это действительно трудно. Многие годы (и это было справедливо) о стиле этого бренда могли рассуждать лишь владельцы TVR и, с большой натяжкой, те, кому удалось увидеть его живьем. К числу последних принадлежал и я, приметив этот редкий автомобиль в Лондоне, со второго этажа экскурсионного «double-bus». Помнится, это был Griffith, который своим цветом в точности повторял цвет мокрого лондонского асфальта и удивительным образом делал неприметными все остальные автомобили, стоявшие рядом: красные, зеленые и даже желтые. Причина, думается, в двух идеях-фикс, более полувека правящих его дизайном. Первая зародилась вместе с фирмой и заключалась в желании завоевать американский рынок, вторая выражалась в неусыпной опеке «английскости» стиля.Этот идеологический микст до сих пор прощает вольности: волнообразную пластику стеклопластиковой корки, единственными украшениями которой являются вольно прорубленные отверстия для отвода нагретого работой механизмов воздуха и неорганизованность рассованной по углам кузова первой подвернувшейся конструкторам светотехники... Так стиль TVR воспринимался с континента. Идея-фикс позволяла также спроектировать универсальное шасси, на которое можно было устанавливать двигатель практически любого объема. Получалось – не то слово. В течение 55 лет TVR выпускал в год чуть более трех сотен автомобилей, имел при этом стабильный спрос, а начиная с 90-х гг., ежегодно (!) мог позволить себе смену модели – согласитесь, что это серьезно. При этом трудно сказать, овевали ли его кузова ветры аэродинамических труб и соприкасались ли они с отбойниками испытательных центров NSCAP – вряд ли... Но например, известны имена дизайнеров, которые создали некоторые модели TVR: Дамиан Мак-Таггарт (Damian McTaggart) и Ник Кофлэн (Nick Coughlan) – оба, естественно, англичане.
Материал из журнала "Автомобили" за cентябрь 2004 года