8 Июля 2016, 16:58

Падение рынка новых легковых автомобилей в России с начала года несколько замедлилось. Все марки, которые прежде находились в очевидной группе риска, а именно, импортирующие весь модельный ряд, преодолели трудный период, хотя и падают быстрее рынка. Между тем, в аутсайдерах по динамике, оказались два совершенно разноплановых (но оба - японских) бренда, имеющие модели той или иной степени локализации. Речь о Mitsubishi и Datsun, который падают на 55%.

Между тем, ситуация у брендов разная – положение Mitsubishi представляется менее тревожным. С одной стороны нынешний «минус» марки связан с ростом в прошлом году – поддержать его не удалось, с другой, в его активе три «паровозика», спрос на которые стабилен уже несколько лет и не проседает со сменой поколений моделей: Outlander, L200, Pajero Sport. В первом полугодии эти машины разошлись в объёмах: 5407 шт., 1969 шт. (включая и прежнее поколение пикапа, которое ещё в ходу), 1172 шт.

К слову, Outlander в этом году вылетел из топа самых популярных компактны кроссоверов бюджетного сегмента и более чем втрое уступает царящей там Toyota RAV4 (16 167 шт.). На втором и третьем месте прочно сидит парочка Nissan X-Trail и Qashqai, причём «младший» брат лидирует: 9178 против 8768 шт. Результаты этого дуэта посрамляют скептиков, утверждавших, что одинаковый дизайн моделей «убъёт» Qashqai. И действительно, первое время после запуска в России Qashqai второго поколения, подобные опасения казались небеспочвенными.

Datsun с января по июнь продал немногим меньше «митсу» (8229 шт. против 8709 шт.). Объём продаж и бизнес-модель пока позволяют держаться Datsun наплаву, однако, тот же седан on-DO взлетевший в 2015 году в верхнюю часть «турнирной таблицы», в нынешнем уже выбыл из списка бестселлеров. Интересно, что в этом году в каждом первом месяце квартала Datsun отгружал дилерам вдвое меньше машин, чем во втором, а затем и в третьем месяцах, однако на динамике падения спроса это почти не сказалось. Более того, когда в апреле рынок показал минимальное в этом году падение (-8,5%), Datsun потерял наибольшее число покупателей по сравнению с прошлым годом – 68%.

Если японские гены, скрещенные с российскими технологиями россиянам пока не нужны, то китайские – ещё как. По итогам полугодия, Lifan (7565 шт.) с феноменальным ростов на 63% опережает по динамике всех «середняков», иные эксперты даже полагают, что «лифановцы» намеренно дают завышенные цифры отгрузок дилерам с тем, чтобы искусственно стимулировать спрос. В самом деле, если у Lifan в первом полугодии рост 63%, а у ближайшего конкурента Geely (3108 шт.) падение на 19% (по июню так вообще -51%), поневоле читатель задумается. Между тем, постоянные скидки и самая широкая среди китайцев дилерская сеть делает своё дело. Ещё одна «желтая» марка Chery (2618 шт.) по итогам полугодия набирает 6%.

Более 70% Lifan приходится на компактный Х60 и субкомпактный Х50, и такая кроссоверная стратегия в нынешних условиях приносит успех. Тот же Lexus (11 087 шт.) стабильно лидирует по набору покупательских голосов (+17%) среди всех премиалов. Тон задаёт ударная тройка RX (3734 шт.), NX (3060 шт.) и LX (2749 шт.). Лишь немного добавляет к ним переднеприводный ES (899 шт.). Что касается, прочих премиалов «второго ряда», они падают сильнее рынка и живут за счёт своих самых маржинальных моделей.

У большой немецкой тройки ситуация зеркальная относительно прошлого года, когда первенствовал Merceeds-Benz. В году нынешнем он наоборот сильнее всех падает (-17%), середину держит Audi (-8%), стабильнее всех выступает BMW (-2%), однако, и продаёт на треть больше мюнхенцев.

Наиболее непростое положение у небольших бюджетных брендов, которые живут фактически на одной модели: Honda – CR-V, Suzuki – Vitara, Subaru – Forester, Peugeot с Citroёn – за счёт седанов 408 и С4 соответственно. Кстати, у Citroёn положение выглядит прочнее: новый седан C4 уже показали в Китае и скоро поставят на конвейер Калужского завода, а вот обновлений по 408 пока не предвидится.

Не избежал перераспределения покупательских голосов и АвтоВАЗ – закономерный и быстрый набор популярности Vesta и XRAY ознаменовался одновременным падением прочих моделей. В целом эксперты Ассоциации европейского бизнеса ухудшили прогноз на год до 10,3%, правда для этого во второй половине года падение должно уменьшиться до 6-7%.