28 Декабря 2017, 14:17

Ох, не зря Карлос Пучдемон выбрал местом своего изгнания Бельгию – неприязнь фламандцев к тамошним франкофонам можно с легкостью конвертировать в политический капитал. В самом деле, неужто Пучдемон хуже Саакашвиши?

В начале прошлого века не менее восьми бельгийских фирм с успехом выпускали автомобили собственной конструкции – треть объема шла на экспорт. С течением времени все эти компании были вытеснены зарубежными фирмами – даже GM построил здесь свой завод. Бельгия и сегодня остается европейским лидером по концентрации автомобильных производств: на территории небольшой страны разместилось около 300 предприятий! Здесь изготавливают почти все – от мелких деталей и коробок передач до магистральных грузовиков и трамваев. А теперь представьте, что фламандский регион с заводом в Генте, где выпускают Volvo и Ford, все же решит выйти из состава Бельгии. По какой цене тогда шведы будут покупать «свою» XC40? Не исключено, что в этом случае проще будет завозить эту модель в скандинавские шоу-румы из Китая, как Volvo S90.

И что будет со сборкой Audi Q3 в Марторелле, если вдруг местные националисты доведут дело Пучденмона до конца? Ну, хорошо, СЕАТы в Германии не нужны, но ведь в Каталонии выпускают кроссоверы ингольштадской марки. А значит, сборку, возможно, придется переносить или замещать ее все той же китайской. Есть ведь еще и пикапы Nissan и Renault, что стоят на конвейере барселонской фабрики. Если что, их можно заменить латиноамериканскими образцами.



Семье Аньели, которая «держит» ФИАТ вместе с «Крайслером», в этом смысле крупно повезло: они не выпускают автомобили в Ломбардии и Венето, парламенты которых время от времени громко говорят о независимости. Да, конечно, эти заявления не имеют пока юридической силы. И влияние некоторых семейных кланов в Италии столь велико, что зачастую определяет политику, так что, в случае чего, парламентариев быстро поставят на место, тем более, что под Миланом (а это как раз Ломбардия) все же функционирует моторный завод Fiat. В этом смысле менеджеры немецкой «грузовой» фирмы Magirus и итальянской Bremach, поставляющей полноприводную коммунальную технику по всему миру, могут не волноваться.

Что касается Северной Америки, то отделение здесь одного штата от США или провинции от Канады никоим образом не изменит картину. Ведь автомобильный бизнес здесь регулируют документы, по которым функционирует NAFTA – зона беспошлинной торговли между Мексикой, США и Канадой. Сепаратистский регион точно так же станет членом NAFTA, в противном случае, ему просто не прожить. Однако представим, что мятежный франкоговорящий Квебек все же объявляет о своей независимости от Канады. Это ничего не меняет, ведь все предприятия Большой американской тройки, а вместе с ними Toyota и Honda, расположены в спокойной соседней Онтарио.


С разрывом производственных связей в свое время столкнулись республики бывшего СССР, это может ждать мятежные регионы или страны единой Европы

Вернемся в Европу. Проблема независимости очевидно бьет по автомобильному бизнесу, только если регион-смутьян входит в государство-член ЕС. Власти Евросоюза неоднократно заявляли, что не примут в ряды объединенной Европы новые государственные образования. Что из этого следует? Это мы вскоре увидим на примере Великобритании, проголосовавшей в прошлом году за Брекзит.

Обретение независимости обернется потерями для самих сепаратистов

Исходов два: «мягкий» и «жесткий». Первый не меняет вообще ничего. Во втором случае автомобиль, собранный на Туманном Альбионе и поставленный в ЕС, будет облагаться 10-процентным налогом, что, очевидно поставит под сомнение целесообразность продолжения сборки в Великобритании. Теперь британские власти делают все, чтобы избежать жесткого выхода из дружной европейской семьи, поскольку 80% собранных в стране автомобилей идет на экспорт, из них половина – как раз в страны ЕС. Возникает и другая проблема: очевидно, что в случае чего, обиженные англичане не преминут ввести ответные меры. Более того, скорее всего налогом на импорт обложат не только машины, но и комплектующие.

В случае жесткого варианта в тяжелом положении окажется местный бренд Vauxhall, который в этом году вместе с Opel перешел от GM к PSA, ведь кроссоверы Crossland X и Grandland X поступают с заводов в испанской Сарагосе и французском Сошо. Получается, что за «свои «Воксхолы» британцы будут платить минимум на 10% дороже!



Главным пострадавшим от Брекзита станет Ford. Традиционно в Великобритании он удерживает наибольшую долю рынка. В первые три квартала 2017 года она составила 11,3%, у идущего на втором месте VW – 8%, замыкает тройку как раз Vauxhall с долей 7,3%. Так вот, сразу же после голосования по Брекзиту официальные лица в Ford сообщили, что убытки компании от выхода страны из ЕС могут составить более $1 млрд, и чтобы хотя бы как-то их покрыть, придется закрыть два «моторных» завода в Бридженде и Дагенэме. Вообще, в этом году британский рынок падает – и чем дальше, тем сильнее. Если с января по сентябрь спрос сократился на 4%, то в сентябре – на 9,2%.

Правда, предприятие в Бридженде можно еще спасти. Для этого нужно, чтобы Пучдемон из Бельгии переехал в Уэльс и развил свою бурную путчистскую деятельность там. Вспомним, что в отличие от шотландцев, валлийцы говорят на своем языке, нехотя осваивая английский в средней школе. В последние годы сепаратисты набирают здесь популярность, высказываясь за выход из-под влияния Британской короны, создание кельтского союза (наряду с Шотландией и Северной Ирландией), который станет членом ЕС и сооружение туннеля из Уэльса в Шотландию через остров Мэн. Ничего не напоминает?..