Современный мир американских автомобилей многообразен и удивителен. Даже с учетом того, что за последние полтора десятилетия почили в бозе такие славные марки, как Plymouth, Pontiac, Oldsmobile, а наряду со старожилами и нуворишами типа Saturn и Hummer в Соединенных Штатах осталось еще много чего вкусного. Правда, с богатого американского стола нашему рынку всегда перепадали сущие крохи, да и тех с каждым годом становилось все меньше.
Здесь, правда, возникает резонный вопрос: а что это, собственно, такое – американский автомобиль? Тот, который несет на себе американскую эмблему, или же тот, который выпускают в Штатах? Кого считать настоящим «американцем» – Chevrolet Spark, что родом из корейского Чангвона, или Toyota Venza из города Джорджтаун в Кентукки?
Посему, как это ни парадоксально, уход с нашего рынка демократичных моделей GM по большому счету никак не сказался на популяризации заокеанских машин в России: корейские по происхождению Aveo, Cruze, Orlando и Captiva выпускали в России, а Spark и Cobalt везли к нам из Узбекистана.
И все же чистокровные «американцы» сохранили ограниченный контингент на нашей территории. Их в России не так уж много. Островок стабильности Cadillac: весь модельный ряд этой марки составляют действительно американские автомобили. Седаны ATS и CTS выпускают в Мичигане, а внедорожник Escalade делают в Техасе. Кроссовер SRX сходит с конвейера в Мексике. Но в конечном счете все «Кадиллаки» оказываются российскими, ибо свидетельство о рождении им выдают на заводе GM Auto в Санкт-Петербурге. Там же, кстати, должны делать и новый Chevrolet Tahoe, комплектующие для которого приходят из Техаса, по аналогии с Cadillaс Escalade. Однако с «Шеви» ситуация вообще не очень понятная: в настоящее время можно заказать только спорткары Camaro и Corvette (эти машины напрямую импортируются из Америки). Tahoe же появится в продаже не раньше третьего квартала, а до тех пор ни о комплектациях, ни о ценах никакой информации не будет.
Заокеанское происхождение и российский при этом паспорт имеют и другие «американцы». Например, пара кроссоверов Ford – Explorer и Edge – выпускаются в Татарстане. Корпорация Chrysler в России нынче представлена всего одним автомобилем титульной марки – это минивэн Voyager. Немногим ранее рынок покинул Dodge, за команду которого выступал Journey. Зато Jeep по-прежнему выглядит весьма представительно. Все кроссоверы и внедорожники к нам действительно везут из Америки: Compass – из Иллинойса, Wrangler и Cherokee – из Огайо, а Grand Cherokee – из Мичигана. До нас пока что не добрался малыш Renegade – его выпускают в местечке Мельфи, расположенном в итальянской провинции Потенца.
Любопытный факт: несмотря на свое заокеанское происхождение, отдельные модели Jeep на самом деле обильно европеизированы. Скажем, Cherokee построен на модернизированной платформе Alfa Romeo Giulietta и может оснащаться дизелями от FIAT. На старший по рангу Grand Cherokee также ставят итальянский мотор – это 3-литровый турбодизель VM Motori. Да и сам вседорожник слеплен на основе мерседесовского М-класса. Другое дело – правильно ли считать кроссовер Merсedes-Benz европейским автомобилем? Ведь выпускают его исключительно в Америке!
Удивительное получается дело: самыми американскими нынче оказываются европейские и японские машины. Мало того что многие из них создавали с оглядкой на потребности и вкусы жителей Соединенных Штатов, так еще и выпускают эти автомобили, что называется, не отходя от кассы. Так что даже тем, кто предпочитает европейские марки, так или иначе приходится ездить на американских автомобилях.
Ирония? Нет – глобализация!