Эрл Харли (Earl Harley),
стилист и вице-президент GM по дизайну (1893–1969 гг). Еще «Мистэрл» – так до выхода в 1959 г. на пенсию его звали подчиненные
Во многом благодаря этой поездке два года спустя на фирме General Motors организуется первая в мире служба промышленного автодизайна – студия Art&Color. В ней сын лос-анджелесского кузовщика из Earl Automobile Works and Don Lee Coach&Body Works Харли Эрл выстроил перспективу и выработал бессрочную стратегию и тактику развития автомобильной промышленности США. Но первой его работой, как сказали бы сейчас, стал… контрафакт. Рафинированная внешность Hispano-Suiza послужила клоном для ширпотреба – маленького Cadillac модели LaSalle.
Эта идея пришла вовсе не Эрлу, а двум братьям из многочисленной семьи кузовщиков Фишер, которая строила кузова для серийной продукции GM. Один из семи братьев – Фред – плейбой и участник многих светских тусовок, был потрясен изысканностью и утонченностью стиля кабриолета от английского ателье Hooper, принадлежащего его знакомому актеру Карлайлу Блэквеллу (Carlyle Blackwell). Эрла не пришлось долго уговаривать.
Он привык в своем ателье выполнять любые прихоти «золотой молодежи» Голливуда, а еще он боготворил стиль Hispano-Suiza, и впоследствии ее радиатор долгие годы провисел на стене в его кабинете. При создании LaSalle некоторые кузовные детали оригинала, например, крылья, по его указанию обмазывались пластилином, и поверхность корректировалась в основном «в плюс»… От этого LaSalle получился несколько массивнее, чем подлинная «Hisso». Машина стала бестселлером, а Эрл, получив прозвище «Мистэрл», три десятилетия отвечал за стиль GM.
За это время он создал свою империю. В ней впервые в мире будущий автомобиль будет сначала вылепливаться в натуральный размер из пластилина, что позволит избежать многих просчетов и ошибок. Появилась и мощная команда стилистов и скульпторов, которые, переходя на другие фирмы, подобно пчелам разносили «пыльцу» его опыта, его дела.
Вскоре подобные службы организуются на Chrysler и Ford. LaSalle же не уставал поражать низким и необычным «летящим» силуэтом, а также элегантностью, свойственной в то время дорогим европейским автомобилям. Эрл на манер классического джазмена исполнил свое прочтение темы с той лишь разницей, что она была не музыкальной, а пластической. Тогда он вряд ли осознавал, что стал отцом метода стилизации в автомобильном дизайне. Позже это назовут «стайлингом», который поделит мировой автомобильный дизайн на американскую и европейскую школы.
Но оказалось, что руководство отделом на GM сильно отличается от работы в Голливуде, в собственном ателье, и года три Эрл практически не вылезал из проблем. Его просто не понимали конструкторы и компоновщики, а некоторые технологи открыто заявляли, что без него было лучше... Ведь разве можно отштамповать такое переднее крыло, у которого так сильно развиты боковины, а его передняя кромка практически закрывает колесо и подвеску? «Нужно», – говорил Эрл. А перемещать двигатель вперед и отказываться от традиционной плоской радиаторной решетки и столь милой сердцу обывателя пробки? «Нужно», – говорил Эрл. К 1933 году его взгляды победили, и, естественно, не только благодаря упорству и принципиальности.
К этому времени в A&C уже работало около 50-ти его единомышленников, да и просто талантливых людей: лепщиков и, конечно же, стилистов, в поисках которых Эрл несколько раз посещал Европу. Наконец, в 1934 модельном году облик марок Cadillac и LaSalle изменился наиболее существенно. Прежде всего, автомобили стали ниже. Это заслуга лично Эрла. Именно он был самым неистовым проповедником идеи снижения высоты кузова, именно он для привлечения внимания руководства фирмы устроил настоящее шоу в конференц-зале GM, где по его сценарию была разрезана и переварена стандартная рама. В результате высота автомобиля уменьшилась на целых 75 мм! Рама стала именоваться «низкой» и быстро завоевала признание у стилистов. Так была создана философия стайлинга, которая поставила художественное начало во главу угла массовой автомобильной архитектуры. Отныне достоинства той или иной формы станут измеряться степенью коммерческого успеха, а стиль на десятилетия вытеснит целесообразность автомобиля на второстепенные позиции. StatusArt!