6 Июня 2017, 13:52

Проект Lexus стартовал в августе 1983 года, и вначале стиль автомобилей этой марки своеобразием и яркостью не отличался. Больше всего первый из «Лексусов» запомнился своим сходством с мерседесовским S-классом. Сами японцы тогда объясняли эту автомимикрию спецификой первого этапа становления нового бренда и необходимостью элементарного выживания и самоутверждения на главных мировых площадках глобального рынка. А там, по мнению руководства Lexus, успех сопровождал исключительно те модели, стиль которых так или иначе обыгрывал образ и облик успешной немецкой марки. Звучало логично, однако к началу XXI века критика в отношении стиля и дизайна «Лексуса» зазвучала слишком громко для того, чтобы ее не услышали в Токио.

Lexus LC 500

В начале 2017 года произошло важное назначение: главный дизайнер Toyota Токуо Фокуити стал президентом Lexus. Этот первый случай, когда шеф-дизайнер занял пост руководителя такого уровня, с очевидностью продемонстрировал, какое беспрецедентное влияние в своей управленческой команде японцы отдают дизайну.

Lexus LC 500

«Как же так?» – недоумевали многие, в том числе и я, оглядывая выставляемые в рамках регулярных Миланских биеннале дизайна модернистски-утонченные инсталляции с участием автомобилей Lexus. Вот где настоящее современное искусство, но почему же эти прекрасные творческие работы не превращаются в достояние японского автопрома? Вот в чем вопрос.

Lexus LC 500
Ответ на него наверняка могли дать многоопытные специалисты в области автомобильного дизайн-маркетинга – американцы, благо, что на североамериканском континенте у Toyota действует свой дизайн-центр Calty в калифорнийском Ньюпорт-Бич. Именно здесь в 2012 году был получен первый весомый результат, и мир увидел абсолютно новый, построенный по программе с кодовым названием 950A, концептуальный автомобиль, ставший известным как Lexus LF-LC. Стиль этой машины определил новый вектор развития философии дизайна я­понского флагмана. Его хорошо встретила пресса, что подвигло дизайнеров и руководство к новым проектам. Вполне вероятно, что яркость образа во многом была н­авеяна знаменитым калифорнийским солнцем: автомобиль, словно фонтанировавший жаркими эмоциями, поблескивал декоративными деталями из серебристого металла, а ослепительные вспышки солнечных зайчиков расставляли нужные акценты. Выглядело это действо дизайнерской иллюстрацией к японской поэтической миниатюре о чайной церемонии:

Чай отражает
солнечный зайчик на стену,
и зрачки за ним бегают,
словно во сне

Действительно, искрящийся солнечными бликами автомобиль выглядел нарядно, и главное, его дизайн совершенно не напоминал стили ни BMW, ни Mercedes. Успех окрылял, и через четыре года состоялась новая премьера: появилось роскошное спортивное купе LC 500, эффектный стиль которого точь-в-точь повторял ту самую успешную концепцию LF-LC, разработанную в 2012 году. Такая реинкарнация стиля оказалась очень правильным шагом.


Постепенно проектные работы по новому автомобилю п­еревели из США в технический центр Toyota в Японии, а с января 2013 года найденный стиль принят как окончательный. В первом полугодии 2014 года предсерийный вариант дизайна оказался почти закончен и готов для демонстрации. Его премьера состоялась в 2016 году на автосалоне в Детройте, в США – на малой исторической родине нового стиля Lexus.

Уже на премьерном показе Lexus LC 500 стало ясно, что японцы показывают не просто купе премиального класса. Даже в названии модели маркетологи Lexus постарались скрыть истинные намерения по завоеванию мирового рынка. Японцы и сейчас не называют свою машину «спортивным а­втомобилем с посадочной формулой 2+2», а используют такие красочные эпитеты, как «грандиозное туристское купе» или «роскошное спортивное купе». Однако LC – действительно чистокровное купе, сдобренное, правда, некоторыми чертами суперкара – например, компоновкой двигателя, расположенного спереди, внутри колесной базы за передней осью, и новомодной активной аэродинамикой – самонастраивающимся задним спойлером. Проведена и борьба с излишним весом, для чего некоторые детали и без того сверхлегкого алюминиевого кузова – внутренние дверные панели, крыша салона и пол багажника – заменены на совсем уж невесомые детали из углепластика. Все это определенно указывает на намерения компании в самое ближайшее время кардинально изменить стиль и дизайн Lexus.

Lexus LC 500
В профиль кузов LC 500 в­ыглядит почти как тр­ехобъемное купе. Но это не так – заметны иные п­ропорции и некоторые другие отклонения от канона. Например, такова форма той части салона, которая находится у задних стоек крыши – именно это место превращает силуэт автомобиля в двухобъемник, архитектуру которого используют многие канонические суперкары. Все это вкупе с агрессивностью «колючих и дерзких» по своему рисунку деталей капота и кормы обогащает восприятие автомобиля. Форма задних фонарей повторяет мотив вертикалей передних воздухозаборников, и этот повтор придает визуальному восприятию дизайна б­ольшую целостность.

Еще стилисты Lexus хорошо и много поработали над формой и орнаментом гигантской облицовки радиатора, рисунок к­оторой как бы струится и меняется на всем протяжении поверхности от нижнего спойлера до верхней плоскости к­апота. Более того, на теме характерного абриса облицовки радиатора строится и задний фасад автомобиля! Такую форму облицовки радиатора приняли даже автоэстеты и уже успели окрестить ее «песочными часами Lexus».


Что за время суждено отмерить этим часам? Миг краткосрочной моды или, быть может, эпоху стиля, который будут называть «стиль Lexus»? Ответа на этот вопрос пока не знает никто.

Текут песчинки,
Секунды отмеряя.
Узнать бы, сколько
Песка еще осталось
В часах моих песочных

Ясно одно: дизайн LS 500 – дерзостная провокация рынка в сегменте, где десятилетиями благополучно су­ществовали такие бренды, как Porsche, Maseratti и BMW. Вторжением на эту территорию японцы продемонстрировали намерение в ближайшем будущем стремительно развивать рыночную нишу моделей с повышенным уровнем чувственного дизайна, ориентированного на новые группы потребителей.

Lexus LC 500
Стиль интерьера представляется несколько иным, чем тот, что главенствует снаружи. Прямых его цитат, перенесенных внутрь, не заметно, зато ощущается атмосфера японского гостеприимства (омотэнаси – яп.), в котором царит образ предвосхищения – одного из основных понятий глобальной философии дизайна Lexus. Согласно ему, дизайн не только удовлетворяет потребности и желания ч­еловека, но еще точно и без ошибок предвидит их. Поэтому человек за рулем Lexus всегда получает все необходимое. А такая забота и душевное спокойствие, идущее от интерьера, вместе с чувственностью и страстностью экстерьера ­создают мощный сплав тех самых ощущений, за которые, в частности, ценится искусство сервировки в японской национальной кухне, которую иногда называют «игрушкой для взрослых»: японский повар готовит пищу глазами. Об этом лучше всего говорит японская поговорка: «Пища, подобно человеку, не может появиться в приличном обществе голой». Именно поэтому дизайн нового автомобиля так ярок и одновременно так прост и чист в своем выражении. Это и притягивает взгляд, заставляя людей о­бо­рачиваться и вновь и вновь смот­реть на автомобиль, «путешествуя по нему вз­глядом».