Как там говорил капитан советской милиции Иван Данко с лицом Шварценеггера в фильме «Красная жара»? «Кэпиталисм?» В этом смысле ничего не изменилось с ноября 2012 года, когда на некоторых улицах в центре Москвы — в порядке эксперимента — установили режим платной парковки, а с конца 2018 года, когда почасовую плату на наиболее востребованных стоянках взвинтили до 380 руб. в дневное время и 200 руб. в ночное, — тем более. Так что все логично. Вошедшие во вкус экспериментаторы, не встречая сопротивления со стороны населения, продолжили гнуть свою линию под негласным лозунгом «Солидный тариф на парковку для солидных господ!». В результате с 5 апреля на 193-х участках улиц столицы почасовые расценки увеличены со 100-200 руб. до 380 руб. днем и с 60-80 руб. до 200 руб. ночью. Одновременно на этих участках отменен режим бесплатной парковки по воскресеньям при сохранении оного в дни государственных праздников. Кроме того, появилось еще 82 новых платных участка в местах притяжения москвичей и гостей столицы.
Дыру в столичном бюджете будут латать и с помощью повышения тарифов на парковку
Сознавая степень «популярности» таких мер, московские власти подошли к вопросу их внедрения очень грамотно. Во-первых, точно выбран момент. Весеннее солнышко — отличная анестезия, да и до думских выборов, накануне которых «ошкуривать» электорат как-то не комильфо, еще далеко. Разумеется, не обошлось без оказывающей магическое действие на население мантры о зарубежном опыте. Мол, в центре Рима или Парижа почасовой тариф может достигать 30-33,6 евро, а у нас (в пересчете на евровалюту) меньше 5 евро. Это же разгул гуманизма! Неблагодарные начинают сопоставлять уровень доходов у нас и у них? Никто не собирается спорить с калькулятором в руках. Злопыхателям дает асимметричный ответ Александр Шумский, глава некоего экспертного центра «Пробок.нет». По его словам, больше половины мест на платных паркингах занимают те, кто вообще за них не платит. По 10% приходится на людей с инвалидностью и многодетные семьи, а есть еще местные жители и передвигающиеся на авто сотрудники оперативных служб. Словом, и проблемы как таковой нет. А для особо высоколобых наготове фразы об оборачиваемости парковочных мест и сокращении блуждающего трафика в поисках тех самых мест. Наиболее неуемным выдали конфетку в виде снижения тарифов на ряде паркингов с низкой загрузкой. И попробуй тут что-то возразить! Лучше взглянуть на доступную информацию о московском бюджете.
В 2020 году случилось немыслимое! Московские власти в пылу борьбы с «чумой XXI века» так «самоизолировали» значительную часть столичного бизнеса, что городские доходы недотянули до плановых показателей, тогда как в 2018—2019 гг. объемы перевыполнения достигали 208,4/127,9 млрд руб. Та же ситуация с неналоговыми доходами, к числу источников которых относятся и средства от предоставления на платной основе парковочных мест. Дефицит московского бюджета разом скакнул с 276,0 до 351,3 млрд руб. В 2021 г. он ожидается уже на уровне 510,0 млрд руб., но в 2022 г. запланировано его снижение до 340,6 млрд руб., а в 2023 г. — до 183,4 млрд руб. Откуда средства на то, чтобы сблизить дебет с кредитом? Отовсюду. В том числе от платы за парковку. Кстати, в первом квартале 2021 г. план на год по этому показателю оказался выполнен лишь на 22,5%. Неувязочка получается. Тут как раз и подоспели новые инициативы по дальнейшему усовершенствованию… В абсолютном выражении доходы бюджета от платы за парковку не слишком велики, но важна тенденция. Если в 2021 г. этот источник доходов должен принести московским властям 7,7 млрд руб., то в 2022-м уже 7,8, а в 2023-м — барабанная дробь! — ровно 8,0 млрд руб. Так что новая порция соуса «Паркинговый московский» на подходе. Приятного аппетита!