4 Декабря 2017, 13:26

Метан или сжатый природный газ – это выгодно экономически и привлекательно с точки зрения экологии. Газ почти втрое дешевле дизтоплива, ресурс двигателя с ним выше, а при сгорании не образуются частицы сажи. Сплошные плюсы. Но если он так хорош, то почему не все эксплуатационщики торопятся переходить на метан? Дело в том, что растущий интерес к газомоторной технике сдерживают устоявшиеся стереотипы. Некоторые считают, что метан взрывоопасен. Однако при установке на заводе риски минимизированы: фирменное газобаллонное оборудование двукратно продублировано электрической цепью и механическим способом. Баллоны не подвержены деформации при ДТП в силу конструктивной прочности и расположения – как правило, на крыше. По классификации МЧС метан относится к самому безопасному 4-му классу горючих веществ. А ведь у бензина 3-й класс, у пропан-бутана – 2-й. В случае утечки метан быстро улетучивается и не создает таких проблем, как, например, пролив дизтоплива. Не выдерживает критики и замечание по шумности. Наоборот, у газового мотора нет детонационных стуков, и он является одним из самых тихих силовых агрегатов. Да, его мощность, как правило, чуть ниже, чем у бензинового того же рабочего объема. Но в городских условиях запаса лошадиных сил хватает для перевозки пассажиров даже с максимальной загрузкой.

А ведь метан в 2,5-3 раза дешевле солярки. Поскольку при использовании природного газа нет смыва масляной пленки со стенок цилиндров, ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза. Так что в целом при переходе на газ затраты на топливо сокращаются на 40-60%. Кроме того, в выхлопных газах отсутствуют продукты сгорания серы и не образуются частицы сажи. Двигатель, потребляющий сжатый природный газ, отвечает нормам «Евро-5» и выше. По сравнению с дизелем той же мощности выброс углекислого газа сокращается в 2-3 раза, а угарного – в 10 раз.

Междугородний КАВЗ-4238 СNG

Междугородний КАВЗ-4238 СNG
соответствует экологическому стандарту «Евро-5». У автобуса эффективные экономические показатели: сниженные эксплуатационные расходы за счет низкой стоимости газового топлива, высокий сбалансированный ресурс кузова и силового агрегата. А ТV и DVD, аудиосистемы, удобные сиденья с откидными спинками и столиками обеспечивают комфорт пассажиров во время дальних поездок

В последние годы снова заговорили об электричестве. Но газовые автобусы стоят от 7 до 10,5 млн руб., а электробусы – 25-35 млн руб. Почти половину цены электробуса составляет батарея, а ведь ее приходится импортировать. Все основные компоненты газовых автобусов – отечественные. Ресурс АКБ составляет 5-7 лет, газовый автобус служит 10 лет. Запас хода – 100 и 500 км соответственно. Для электротранспорта требуется фактически с нуля создать инфраструктуру по зарядке машин. А значит, необходимы большие инвестиции.

Вот почему газовое топливо год от года вызывает все больший интерес. Этому способствует и государственное субсидирование закупок газомоторной техники, которая не только обеспечивает выполнение экологических стандартов, но и позволяет уменьшить срок окупаемости всех механизмов и агрегатов. А значит, автобусы, работающие на природном газе, – наиболее перспективное направление в общественном транспорте.



В рамках инвестиционного проекта по развитию продуктовой линейки Курганский автобусный завод, входящий в состав «Группы ГАЗ», разработал и изготовил в 2014 году КАВЗ-4238-71/72 CNG, предназначенный для работы на пригородных и междугородних маршрутах, он оснащен системой автоматического пожаротушения, камерами заднего вида и обзора салона. Особое внимание уделено безопасности пассажиров. Все газовое оборудование сертифицировано на соответствие международным требованиям. Объем газового топлива позволяет обеспечить запас хода машины от 550 до 650 км.

Пройдя сертификационные испытания, автобус успешно демонстрировался на многочисленных специализированных выставках, совместно с «Газпромом» принимал участие в автопробеге техники с двигателями на газомоторном топливе по субъектам Уральского федерального округа. А совсем недавно ООО «КАВЗ» представило совершенно новую модель – городской КАВЗ-4270 СNG вместимостью до 90 человек. Двигатель соответствует экологическому стандарту «Евро-5» и развивает мощность 230 л.с. Газовые баллоны емкостью 662 л хранятся на крыше машины, обеспечивая запас хода до 350 км.

Как показывает мониторинг, рынок такой транспорт приобрести готов. Однако инфраструктура по эксплуатации техники, работающей на природном газе, к сожалению, в российских регионах недостаточно развита: заправочных станций СNG на Урале, как, впрочем, и по всей стране, еще очень мало. А между тем применение газовых двигателей в работе общественного транспорта не только уменьшает затраты перевозчиков, но и улучшает экологическую ситуацию в городах. Чтобы инициативы одних и потребности других «срослись», нужна координация действий федеральных и региональных властей.

За три года КАВЗ выпустил около 300 автобусов на природном газе

В июле 2016 года Правительством РФ было подписано постановление о предоставлении субсидий производителям автобусов, работающих на газомоторном топливе. О готовности участвовать в программе заявил и Курганский автобусный завод. Для ООО «КАВЗ» размер субсидии на один автобус составил 2,8 млн руб. Такое выгодное предложение заинтересовало и курганских перевозчиков. Новую современную технику местного производителя они теперь приобретают по ценам значительно ниже, чем у зарубежных аналогов, но при этом ничуть не уступающую им в качестве.

Покупка автобусов местного производителя для зауральских транспортных предприятий оказалась делом выгодным. Помимо значительной скидки на стоимость автобуса, быстро решается проблема по сервисному ремонту: завод-изготовитель находится рядом, технические специалисты предприятия всегда готовы прийти на помощь перевозчикам, если во время эксплуатации автобуса случается какая-либо поломка.

Городской КАВЗ-4270 CNG

Курганский автобусный завод –
одно из ведущих предприятий региона. Потребительский спрос, конкуренция на рынке и переход отрасли на выпуск продукции, отвечающей стандартам «Евро-5», требует постоянной модернизации модельного ряда. На снимке – городской КАВЗ-4270 CNG

Годовой опыт эксплуатации автобуса производства Курганского автобусного завода на улицах города показал высокие эксплуатационные характеристики. Новая модель КАВЗ-4270 с двигателем, работающим на природном газе, соответствует экологическим стандартам «Евро-5» и имеет ряд преимуществ. Во-первых, в салоне автобуса, предназначенного для перевозки пассажиров в городе, есть специально оборудованные места и приспособления для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые не способны самостоятельно войти в обычный транспорт. Благодаря удобным пандусам в автобус можно заезжать на инвалидном кресле без посторонней помощи. Во-вторых, применение газовых двигателей в работе общественного транспорта не только уменьшает затраты перевозчиков на топливо, но и улучшает экологическую ситуацию в городе.

Преимущества использования транспорта производства КАВЗ на природном газе все больше начинают оценивать эксплуатационники и других регионов. Например, перевозчики из Санкт-Петербурга, Пензы и Владимира уже сделали заказ на городские низкопольные автобусы КАВЗ-4270 CNG.


Всего в рамках федеральной программы, связанной с экологией и доступной средой, ООО «КАВЗ» изготовлено около 100 автобусов с двигателями, работающими на природном газе.

В целях стимулирования перевозчиков, расширения и использования газомоторного топлива для хозяйственной деятельности Зауралья региональная власть к 2016 году приняла закон о снижении транспортного налога. Правом на льготную ставку (50%) воспользовались организации, осуществляющие перевозки пассажиров на автобусах марки КАВЗ, изготовленных после 1 января 2016 года.


Ряд зауральских предприятий
заключил договора на покупку новых газомоторных автобусов. По госпрограмме их приобрели 6 предприятий: 2 пригородных и 10 городских автобусов марки КАВЗ не только заменяют устаревший автопарк, но и украшают улицы областного центра

Действующую программу Зауралья по повышению энергетической эффективности правительство региона дополнило программой «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Курганской области на 2016-2020 годы». Утверждение соответствующей подпрограммы предусмотрено в рамках Соглашения между Правительством Зауралья и ООО «Газпром газомоторное топливо», в рамках которого на территории региона ведется строительство газозаправочных станций. Сдача уже четвертой станции в регионе состоялась нынешним летом.

Благодаря государственной поддержке ООО «КАВЗ» заметно укрепляет свои позиции. Предприятие стабильно работает. В 2016 году рост производства составил 70%, а автобусы на газомоторном топливе заняли 25% от общего объема выпуска. Похоже, не станет исключением и текущий год: спрос на автобусы CNG продолжает расти.