16 Декабря 2019, 16:28

«В России разработают летающий автомобиль – деньги уже зарезервированы» – такими заголовками новостные агентства поразили страну в самом начале 2017 года. Оказалось, основанный в 2012-м по инициативе президента Путина Фонд перспективных исследований объявил конкурс на создание компактного летательного аппарата с вертикальным взлетом. Фонд, как выяснилось, «поддерживает широкий круг отечественных исследований в области инновационных технологий военного, специального и двойного назначения». А аэрокар предполагается использовать прежде всего в транспортно-санитарных операциях в районах без развитой аэродромной сети, в том числе в регионах со слабо развитой дорожной инфраструктурой. «Нам нужен «летающий автомобиль» – по доступности, по возможности управления, – объяснил агентству «РИА Новости» курирующий конкурс эксперт ФПИ Ян Чибисов. – Речь идет о полноценном летательном аппарате, но с транспортной и пилотируемой доступностью автомобиля. До сих пор существует большая разница между пилотом и водителем автомобиля. Эту разницу надо стереть – такая сверхзадача».


Процесс пошел

За итальянским именем Bartini скрывается московская фирма, названная в честь Роберта Бартини, учителя Сергея Королева.

Возглавил разработку аэромобиля в 2015 году выпускник киевского Института гражданской авиации инженер Владимир Салатов (на фото справа). А вот что говорит один из основателей «Бартини» Илья Ханыков (слева): «Человечество давно стремится к вертикальному взлету, посадке и перемещению по воздуху на небольшой высоте. Разработки велись давно, но с использованием электрических двигателей процесс пошел быстрее. Да, существуют вертолеты, но это громоздко, дорого, шумно и небезопасно. Мы разрабатываем свою модель, а также готовим необходимые условия: стараемся интегрировать разные системы и имеющиеся решения для ввода любых подобных аппаратов в городскую среду.

ilya-khanykov-hover.jpg

Победителю конкурса полагался приз в 3 миллиона рублей, причем рассчитывать на него могли только сертифицированные научные учреждения – кулибиных-одиночек на местах, какими бы гениальными ни были их возможные проекты, просили не беспокоиться. В финал конкурса вышли московские институты МФТИ и МАИ, а также частные компании, но кто из них получил 3 миллиона, неизвестно. В любом случае создать на эти деньги проект летательного аппарата не представляется возможным. Разве что внести их в качестве депозита при предзаказе голландского PAL-V, который обещали построить к концу 2018 года за 499 000 евро.

«Мы предлагаем разработчикам ориентироваться на уже существующие решения – конвертопланы, автожиры, мультикоптеры, – продолжил Чибисов, – а вот вертолеты – это не самый удачный вариант, нам нужен рывок в снижении стоимости».

О вертолетах забудьте!

Требования к аэромобилю были размещены на сайте Фонда перспективных исследований. Среди прочего там оговаривается размер взлетно-посадочной площадки для аппарата – 50x50 метров, не больше. Грузоподъемность машины – от 100 до 1000 кг, обязательно наличие автоматической системы аварийного спасения парашютного типа. И еще: к рассмотрению не принимаются аппараты, использующие несущий ротор при горизонтальном крейсерском полете. То есть вертолеты исключены.

И финалистам конкурса дали три года на разработку аэромобиля. Любопытно, знал ли кто-нибудь из них, что первым из наших специалистов и задолго до того, как тема стала модной, задумался приделать стальные руки-крылья к автомобилю начальник Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности и вооружений РККА Павел Гроховский. В 1935 году он нарисовал эскиз удивительного гибрида: на крыше седана «Форд 40» установлено крыло с двумя 110-сильными авиадвигателями. 


С тех пор о летающих автомобилях в нашей стране забыли надолго. А пробудил интерес к ним все тот же Фонд перспективных исследований. В середине 2017 года располагавшаяся в Сколково фирма «Бартини» (наша, отечественная, несмотря на итальянское имя) представила на авиакосмическом салоне виртуальный макет своего аэромобиля. Четырехместная машина, выполненная по схеме несущего крыла, оснащена 8-ю электродвигателями. Планы у основателей проекта Ильи Ханыкова и Владимира Салатова наполеоновские: в 2018-2020 годах – начало продаж в России и СНГ, в 2020-2021 годах – сертификация и продажи во всем мире таких аэротакси по цене не более 120 000 долларов. Дальность полета – свыше 1000 км. Правда, реального опыта конструирования у ребят из «Бартини» нет. Поэтому, объясняя, как электромоторы потянут четверых пассажиров на тысячу верст, да еще и не по земле, а по воздуху, они туманно намекают на некий «секретный ингредиент – ноу-хау российских инженеров авиаконструкторов». Для реализации же своего проекта требуют сущей безделицы: «500 млн рублей до начала первых продаж в 2019 году». «А, рублей…» – как говаривал один из героев «Дня выборов».

Ну а пока на базе лаборатории МИСиС идет сборка прототипа, который сможет пролететь за полчаса, пока не разрядится аккумулятор, 150 км и развить скорость 300 км/ч. Стоит такая штуковина уже сейчас 5 млн. Опять же рублей.


Но лиха беда начало, так ведь? И вот уже примеру московских энтузиастов аэромобильности последовали в Новосибирске. В начале октября нынешнего года пресс-служба все того же ФПИ сообщила, что инженеры проектной лаборатории Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина начали разработку летающего автомобиля.

Что ж, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Глядишь, работа над фантастическими аэромобилями поможет инженерам НИИ сконструировать самолет. Обычный. Который сможет конкурировать с «Боингами» и «Аэробусами» не на земле, а в небе.

Главный комиссар по парашютам

Возможно, если бы Павел Гроховский получил образование, его имя теперь было бы знаменитым. Но в 16 лет из гимназии в Твери он ушел на Первую мировую, потом были революция и Гражданская. Под началом Дыбенко Гроховский дослужился до должности комиссара Черноморского и Азовского побережий, был расстрелян белыми, но чудом выжил и пошел учиться на летчика. В 1927-м он придумал глиняную учебную бомбу (вместо дорогущей цементной) и отправился в Москву в НИИ ВВС – сначала летчиком-испытателем, а потом стал начальником и главным конструктором Особого КБ и Экспериментального института Наркомтяжпрома по вооружениям РККА. Главной темой бюро стала воздушная пехота. За 8 лет Гроховский предложил множество смелых конструкций: парашюты и парашютные системы, планеры, десантные самолеты, подвесы, броневик на воздушной подушке, танк-аэросани и противотанковый гранатомет. В ноябре 1936-го усилиями Туполева и Кагановича институт, в котором работал Павел Игнатьевич, разогнали. А его самого в 1942-м арестовали и через полгода расстреляли. Единственный же отголосок смелого проекта летающего «Форда» можно увидеть в финале фильма «Светлый путь», где над ВСХВ парит летающая «эмка».


Автор знаменитой «Кукарачи»,
бесхвостого самолета, на котором должен был летать Чкалов, Гроховский и в проекте аэромобиля использовал такую же схему


Броневик на воздушной подушке
был оснащен двумя винтами, нагнетавшими воздух под днище. Впоследствии колеса исчезли – так появились суда на воздушной подушке


Среди идей Гроховского –
«авиабус» на несколько десантников, который сбрасывали с самолета на высоте в 2-3 метра, и кассеты-контейнеры с парашютистами



Летающие автомобили: Нам бы в небо! [Содержание]