20 Февраля 2015, 12:31

Александр Шевченко

Генерал-лейтенант, начальник Главного Автобронетанкового Управления

Вопросы задает:

Олег Лозовой

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Александр Александрович, каким образом судьба привела вас в танковые войска?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Вся моя семья – военные. Дед был кадровым танкистом, отец служил в автомобильных войсках в Потсдаме. К счастью, и в детстве, и в юности я очень много общался с ними, но в результате сделал выбор все-таки в пользу танковых войск, о чем еще ни разу не пожалел.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Как, на ваш взгляд, эволюционировал русский солдат за время вашей службы в армии? Что поменялось в контексте человеческого фактора?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Главное, что отличает русского солдата на протяжении уже нескольких десятилетий, – это его преданность Родине и высокая нравственность. Я участвовал в двух боевых конфликтах и видел этих ребят в очень непростых ситуациях. Знаете, русский солдат – это уже отдельный бренд. А эволюция, как мне кажется, произошла по большей части в техническом образовании. Развитие вооруженных сил в целом и военной техники в частности потребовало соответствующей подготовки. И сегодня в армию попадают технически более продвинутые призывники, чем например 10 или 20 лет назад.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

И все же служба в армии по-прежнему не очень престижна среди молодежи. Чего, на ваш взгляд, не хватает для того, чтобы это изменить?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Вам наверняка известно, что по последнему всероссийскому опросу общественного мнения, доверие к армии выросло до 84%. А что, как не это, определяет престиж? Все призывные кампании, прошедшие за последние несколько лет, выполняются на 100%. Кроме того, растет процент призывников с высшим образованием, и это тоже говорит о многом. Конечно, есть определенная часть людей, которые по каким-то причинам не хотят или не могут служить. Но в целом мы наблюдаем позитивное отношение к армии среди молодежи.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Какие задачи стоят сегодня перед Главным Автобронетанковым Управлением?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

По сути, мы являемся связующим звеном между заказчиком в лице Министерства обороны РФ и исполнителем, в роли которого может выступать любой завод или конструкторское бюро. Наш центральный орган несет полную ответственность за поставку военной техники и контролирует все этапы ее производства и последующих испытаний.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Какова история создания автомобилей «Тигр»?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

На самом деле необходимость в подобном транспортном средстве возникла у российской армии уже очень давно. Появилась потребность в защищенных автомобилях. Это был первый опыт разработки подобного транспортного средства, доведенный до опытного образца и впоследствии поставленный в вооруженные силы РФ. Конечно, нельзя сказать, что до этого никто не занимался защитой военных автомобилей. У нас был опыт Афганистана, после которого велась разработка машин с так называемым локальным бронирова-нием. Затем была первая операция на Северном Кавказе, в ходе которой возникла острая потребность в технике, которая защищала бы личный состав. Ну а второй конфликт в этом регионе поставил окончательную точку в спорах о необходимости поставки подобных автомобилей для российской армии. Заказ на разработку такой техники был направлен военно-промышленной компании в городе Арзамас, где впоследствии были созданы первые образцы «Тигра».

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Почему на «Тигре» нет дистанционной турели?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Спешу вас обрадовать – образцы с дистанционной турелью уже проходят испытания и к концу года, если все завершится успешно, эта версия встанет на вооружение.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Поставляется ли сейчас «Тигр» в другие страны?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Совершенно точно можно говорить о том, что «Тигр» является очень удачным проектом. И, конечно же, некоторые иностранные государства крайне заинтересованы этой разработкой. Но ГАБТУ, как я уже говорил выше, занимается поставками техники для российских вооруженных сил.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Возможно ли использование «Тигра» для гражданских целей? Например, так, как это происходило с американским Hummer?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Вы наверняка знаете, что один из наших чиновников уже имеет в личном пользовании этот автомобиль. Заказать гражданскую версию «Тигра» на заводе в Арзамасе в принципе может любой желающий, причем даже с уровнем баллистической защиты по пятому классу, как у военного образца.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Насколько мне известно, это пуля от снайперской винтовки калибра 7,62 мм и мелкие осколки снарядов. А есть ли у российской армии современное транспортное средство для перевозки личного состава с более серьезной защитой – например, от мин и фугасов?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Еще вчера мы сами задавались этим вопросом, потому как подобная техника или морально устарела или отсутствовала вовсе. Сегодня же подходят к своему логическому завершению ресурсные испытания опытных образцов бронеавтомобилей УРАЛ-63095(99) семейства «Тайфун», построенных по спецзаказу Минобороны РФ на автомобильном заводе в Миассе. Данное транспортное средство относится к классу так называемых защищенных автомобилей и выдерживает подрыв минного снаряда величиной до 8 кг в тротиловом эквиваленте, или обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Планируется ли установка защиты от РПГ и ПТУР типа «Штора»?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Защита от РПГ будет устанавливаться на некоторые версии бронеавтомобилей «Тайфун». А что касается защиты типа «Штора», то возникает вопрос о необходимости ее установки на подобного рода технику. По большей части она используется на танках, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. Тогда как перед автомобилями «Тайфун» ставится задача транспортировки личного состава, оборудования, вооружения и пр. «Тайфун» – Это первый опыт разработки подобного транспортного средства, доведенный до опытного образца и впоследствии поставленный на вооружение

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Какое оборудование иностранного производства использовано на «Тайфунах»?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Сегодня у заводов и конструкторских бюро есть возможность выбирать для военной техники лучшие комплектующие, вне зависимости от того, в какой стране они изготовлены. И это открывает практически безграничные возможности для выполнения требований Министерства обороны РФ к бронеавтомобилям подобного класса. Тем не менее машины «Тайфун» собраны преимущественно из комплектующих отечественного производства.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

Есть ли какие-то предпосылки для разработки других бронеавтомобилей на этой платформе и какова судьба «Тайфуненка»?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

Потенциал у «Тайфуна» действительно огромный. На его базе можно создать огромное количество техники, начиная от машин связи и автокранов и заканчивая эвакуаторами и мобильными артиллерийскими системами. Чтобы кто-то взялся за их разработку, должен поступить заказ на конкретную модификацию от Министерства обороны РФ – как это недавно происходило именно с «Тайфуненком». В настоящий момент машина проходит ресурсные испытания, после которых она поступит в вооруженные силы России.

Олег Лозовой
Олег Лозовой

И наконец, последний вопрос, который просто невозможно не задать. Что для вас самое главное в машине для ежедневной эксплуатации?

Александр Шевченко
Александр Шевченко

На мой взгляд, гражданский автомобиль должен быть в первую очередь безопасным и надежным. Вообще, эти два фактора уже давно должны быть чем-то вроде стандарта для всех производителей, но далеко не все из них делают такие машины. Ну и, как все уважающие себя люди, я ценю комфорт.