В сердце красной пустыни
Жара… Воздух дрожит и плавится от зноя… В середине января здесь всегда так – Северная территория. Тот, кто называет Австралию «Зеленым континентом», видел ее только на карте. На самом деле она красная. И желтая. Она цвета пустынных равнин без конца и без края, цвета густой серо-коричневой пыли.
Округ Виктория-Ривер-Даунс – когда-то, давным-давно, он был самым большим ранчо во всем мире, а теперь это двенадцать с половиной тысяч квадратных километров серого песка, где можно встретить лишь пару-другую «колонистов», так называют здешних фермеров. Как они умудряются разводить скот на редкой и чахлой траве? А еще вдоль шоссе, соединяющего Алис-Спрингс с Дарвином, разбросаны редкие придорожные станции – обычно это мастерская и огромная цистерна с горючим рядом с ней. Хозяева станций – их здесь называют «механиками» – обслуживают проезжающие грузовики. Места безлюдные, нередко сразу за заправкой установлен щит, предупреждающий, что до следующей – целая тысяча верст. Поневоле задумаешься, стоит ли ехать дальше…
И тут в дрожащем мареве на горизонте я замечаю столб бледно-желтой пыли, лениво загибающийся к востоку. «Это наверняка толстяк Джим, – медленно, растягивая слова на австралийский манер, говорит за моей спиной «механик» Тедди (точнее, дядюшка Тедди – из уважения к его сединам). – Джим Хейр из центрального Квинсленда.
Пионеры
Курт Йоганссен получил права в 1926 году, когда ему было 11 лет, а в 15 водил собственный грузовик. После войны он купил списанные из армейских излишков 200-сильные «Даймонд-Т» и, усовершенствовав принцип сцепки, использованный в автопоезде AEC, стал первым в мире перевозить скот на грузовиках. Его машины ходили 3,2 млн км! А Дейвид Балдок в том же 1947 году приспособил к своим «Даймонд-Т» семь прицепов по 12 тонн каждый. Длина автопоезда составляла 186 метров, а тормозами был оснащен только тягач.
Примерно в 70 километрах к югу от Эмеральда есть совсем маленький городок Спринг – у Джима там транспортная контора на паях с женой и сыном. У каждого по грузовику. Теперь должно быть везет коровок в Дарвин – это его трак, по всему видать». «Ох и здоров врать дядюшка Тедди! – подумал я. – И что ты отсюда углядел, скажи на милость?»
«Моих коровок трясти нельзя…»
Через несколько минут становится слышен отдаленный шум мотора, а если, изображая охотника-аборигена, приложить ладонь к раскаленному полотну дороги, можно почувствовать легкую дрожь. Он приближается!
В КАБИНЕ АВСТРАЛИЙСКОГО «КЕНУОРТА» ИЛИ «МАКА»
целая россыпь циферблатов, датчиков, переключателей. Между прочим, задолго до того, как инженеры БМВ развернули переднюю панель к водителю, такое решение использовали создатели американских грузовиков
Гигантский грузовик, несущийся по пыльной дороге со скоростью 100, а то и 120 км/ч, похож на смерч. Тучи песка и пыли тянутся вслед за огромным составом – два, три, четыре, порой и пять, и шесть, и даже больше прицепов тянет за собой стальная громадина!
Любая машина, встретившаяся на пути этого монстра, тут же съезжает на обочину – осмелиться ехать дальше может только сумасшедший, ведь из-за плотного облака пыли абсолютно ничего не видно даже в полуметре впереди. А случись что, этому гигантскому поезду потребуется целый километр на торможение.
Не верится? Там, в Москве, я тоже не очень верил. А тут, в двадцати милях западнее пропыленного насквозь поселка Ранкен, на берегу пересохшего лет тысячу назад Бычьего ручья, мне почему-то не хочется проверять тормозной путь 120-тонного «Мака». Или у Джима «Кенуорт»? Во всяком случае я своими глазами видел глубокие рваные борозды по обеим сторонам дороги – такие следы оставляют колеса прицепов, когда «дорожный поезд» заносит на торможении со ста километров в час.
Минут через десять, когда осела серо-коричневая пыль, я убедился, что это действительно «Мак», и это в самом деле Джим.
– Трудно? – добродушный толстяк моего примерно, то есть далеко уже не юношеского, возраста ненадолго задумывается, потом расплывается в широкой улыбке. – Да легче легкого! У моего «Титана» мотор в 685 сил и автоматизированная ручная коробка «м-Драйв». Слыхал о такой? Позади три прицепа, а передачи переключаются так плавно и незаметно, со светофора машина трогается так легко, будто на «Роллс-Ройсе» катишь! Для моих коров это важно, их трясти нельзя».
Прощание с «железкой»
«Дорожные поезда», как их здесь называют, – исключительно австралийское изобретение. Ни в какой другой стране мира на обычные дороги не выпускают такие тяжелые и длинные грузовики, только здесь можно встретить огромные автопоезда-танкеры в четыре цистерны, в которые входит 150 тонн топлива. Перевозя зерно и сено, скот и стройматериалы, за год «роуд трейны» проходят 350-400 тысяч километров и служат своим хозяевам – а зачастую это маленькие транспортные фирмы из одного-двух грузовиков – десятками лет.
ОН БЫЛ ПЕРВЫМ
Прелюбопытнейший грузовик сконструировала в 1934 году английская фирма «Харди» (Hardy Motors), филиал концерна AEC. Автопоезд из полноприводного 8-колесного тягача и двух 8-колесных прицепов мог двигаться по одной колее, потому что первая и последняя оси тягача и прицепов поворачивались в противоположных направлениях. Шестицилиндровый бензиновый двигатель объемом 8850 см3 развивал мощность 130 л.с.
Началось же все с географии. Огромная площадь континента и небольшое сравнительно, около 20 миллионов, население, большая часть которого проживает на восточном побережье, делают железные дороги невыгодными. Протяженность их примерно вдвое меньше, чем в Индии, а за последние 70 лет сократилась на четверть. Электрифицировано из них меньше десятой части, да еще и колея трех стандартов ширины: капская, европейская и ирландская. Вот почему главную роль в доставке грузов по всему континенту стали играть автомобили, а за многие десятилетия сложилась своя особенная, ни на что не похожая порода грузовиков.
Идея соединить два или более прицепа в автопоезд проникла в Австралию почти столетие назад: в 1920-е годы паровые локомотивы стали буксировать такие сцепки в пустынные районы Северной территории. А в 1934 году там появился полноприводный четырехосный грузовик английской фирмы AEC, который мог тянуть два специализированных четырехосных прицепа. Эту машину называли «Правительственный дорожный поезд», и во многом именно она стала прообразом всех нынешних австралийских траков. Первая и четвертая оси грузовика были управляемыми, как и поворотные тележки каждого из прицепов, – таким образом, каждое колесо автопоезда следовало точно по колее. Это оказалось спасительным решением в неисследованных областях к северу от Алис-Спрингс, где под «дорогами» чаще всего подразумевали просто едва заметные извилистые тропы через буш.
Обходя запреты
За десять лет «правительственный поезд» AEC проехал по дорогам и пустыням Австралии 1 300 000 км. А сразу после войны его сменили более крупные и мощные автомобили, разработанные Куртом Йоганссеном и Дейвидом Балдоком. В 1947 году эти предприимчивые инженеры взялись за переделку американских грузовиков «Даймонд T-980» из военных излишков под тягачи, которые могли таскать целых семь прицепов – бывших армейских или собственного изготовления. Йоганссен специализировался на перевозке скота, а Балдок выбрал обычные грузы. Тогда, собственно, и родились современные «дорожные поезда».
Cимвол австралии. Сельское хозяйство вообще, и животноводство в особенности, составляли основу экономики континента на протяжении полутора столетий. На экспорт страна поставляет миллионы голов крупного и рогатого. Вот почему как красные даблдекеры можно считать символами Лондона, так и двухэтажные скотовозы давно стали настоящим, не туристическим символом Австралии. В один такой автопоезд помещается более сотни коров.
В конце 1960-х годов законодательство взяло под контроль длину и массу автопоездов: седельный тягач с колесной формулой 6x4 мог тащить максимум три 12-метровых полуприцепа, а бортовой грузовик – два прицепа. Максимальный вес не должен был превышать 115 тонн, общая длина – 50 метров. Впрочем, в Западной Австралии грузовикам с двумя управляемыми осями разрешалось таскать и три прицепа, а полная масса достигала 137 тонн.
Нынешние правила устанавливают предельную длину в 53,5 м и нагрузку на ось до 23,5 тонн, но хитроумные транспортники вместе с инженерами автомобильных фирм сумели ловко обойти ограничения, объединив полуприцепы и прицепы.
Благодаря им на австралийских хайвеях появились четырех- и пятизвенные автопоезда-танкеры, которые, к примеру, широко используют «Шелл» и BP. На трансконтинентальных маршрутах, таких как Аделаида-Перт и Аделаида-Дарвин, «дорожные поезда» из пяти-шести цистерн достигают полной массы в 194 тонны, благо колес у этого поезда столько, что нагрузка на ось все же не превышает 23,5 т.
Настоящая Австралия
Но даже на хайвеях не все соблюдают правила. Не говоря уже о максимальной скорости в 90 км/ч – над этим ограничением австралийские дальнобойщики просто смеются: некоторые ловкачи годами гоняют по трассам поезда из восьми прицепов. Представляете себе, насколько виртуозным должно быть мастерство их водителей! А уж на местных дорогах в забытой богом австралийской глуши можно встретить настоящих монстров – гигантские поезда из прицепов-самосвалов массой в 250, 300 и даже 500 тонн…
Австралийские дальнобойщики, без сомнения, настоящие виртуозы. Представьте себе, как можно маневрировать не с одним и даже не с двумя, а с тремя, четырьмя прицепами за спиной! Однако даже такие мастера не застрахованы от аварий. И каждое происшествие с «дорожным поездом», разумеется, грандиозное зрелище.
Так что если вам вдруг покажутся скучными фешенебельные пляжи Золотого берега и надоест любоваться фантастическими формами сиднейского оперного театра, отправляйтесь куда-нибудь в глубинку –скажем, на север от Алис-Спрингс. Только там можно почувствовать настоящую, первобытную Австралию. Там, вдали от цивилизации, среди бескрайних красно-желтых пустынь можно услышать пронзительный рев сирен, ощутить, как дрожит дорога под тяжелой поступью многосоттонных гигантов и живьем увидеть живых динозавров – могучих, как локомотивы, и быстрых, как пустынные смерчи.
Вернуться в тему "Делать дело - своими руками"
Читайте также: