Законопроект призван решить проблему, которая возникла еще в 2014 году в результате утверждения существующей программы обучения водителей. Сейчас всех поголовно обучают таким вещам как диспетчерское руководство передвижным составом, правила перевозки грузов или организация службы такси. Вполне логично, что, например, домохозяйке, которая использует машину для того, чтобы отвезти детей в школу, все подобные нюансы ни к чему.
С другой стороны, подготовка таксистов, водителей грузовиков и автобусов оставляет желать лучшего, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Там же указывается на международный опыт разделения водителей на любителей и профессионалов, когда последние в Европе каждые пять лет должны подтверждать свою квалификацию.
Первая версия законопроекта появилась еще в 2017 году. В ней предлагалось делать особые отметки в водительских удостоверениях тех, кто занимается коммерческими перевозками. Идея тогда была раскритикована, и теперь у Минтранса новое предложение.
В автошколах по-прежнему будут совместно обучать любителей и профессионалов и, после экзамена в ГИБДД, выдавать им одинаковые водительские удостоверения. При этом программу можно будет упростить, а ее стоимость снизить с нынешних 30 тысяч до 20-22, говорит президент Гильдии автошкол Сергей Лобарев.
Однако работать с одними только правами станет нельзя. Для того чтобы стать профессионалом, придется за свой счет пройти курсы повышения квалификации, которые будут включать как теоретическую часть, так и практическую - обучение контраварийному вождению. По результатам внутренних экзаменов выпускники таких курсов получат некий документ - свидетельство водителей-профессионалов. Проходить дополнительный экзамен в ГИБДД не придется, а вот приезжать на те же курсы раз в пять лет для переаттестации заставят.
Что будет, если свидетельство профессионального водителя не получить? Во-первых, работодателям запретят брать таких водителей на работу. Во-вторых, в законе прямо прописано, что без свидетельства нельзя перевозить пассажиров в автобусах и грузы на специальных автомобилях даже в личных целях, если транспортное средство оформлено на юрлицо или на индивидуального предпринимателя.
«Право на осуществление водителями коммерческих перевозок грузов, перевозок грузов для собственных нужд грузовыми автомобилями юридических лиц или индивидуальных предпринимателей подтверждается… водительским удостоверением и документом о квалификации», - написано в проекте закона. То же касается и перевозок пассажиров «для собственных нужд» на автобусе.
Причем тут важен именно тип транспортного средства, а не его размер. Например, права легковой категории «B» позволяют водить грузовики полной массой до 3,5 тонн или автобусы, в которых до восьми пассажирских мест. Это значит, что на взятом на работе микроавтобусе без удостоверения профессионального водителя нельзя будет поехать на дачу с семьей, а на обычном пикапе без новой бумажки будет запрещено ездить за покупками в супермаркет. Если, конечно, машина не находится в собственности физического лица. Не совсем понятно также, как быть с грузовым каршерингом, который все больше набирает обороты.
Исключения в законопроекте все же есть. Во-первых, он не предусматривает мотоциклистов-профессионалов, байкеры с точки зрения закона могут быть только любителями. Также любителям разрешается водить грузовики и автобусы в армии, быть водителями машин «Скорой помощи», пожарных машин и аварийных служб. А вот водителям из полиции, по логике законопроекта, пройти дополнительное обучение придется.
Законопроект, очевидно, выгоден автошколам, которые получат тысячи новых учеников на курсах повышения квалификации. «Эксперты Гильдии автошкол с удовлетворением встретили проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», по разделению обучения водителей на любителей и профессионалов», - отмечает глава Гильдии Лобарев.
А вот таксистам инициатива Минтранса совершенно не нравится. Пресс-секретарь сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников справедливо отмечает: «Безопасность на дорогах одинаково касается всех водителей. Правила дорожного движения одни для всех. Делить водителей на любителей и профессионалов бессмысленно. Опыт приходит со временем. Уже сейчас есть требование для таксистов о водительском стаже. Просто надо лучше готовить водителей в автошколах, делать безопаснее дороги». Довод о том, что профессиональные водители все чаще попадают в ДТП, он объясняет тем, что автомобиль, оформленный на компанию, всегда жалеют меньше, чем личный.
Пожалуй, главная хорошая новость для тех, кто сейчас работает водителем, заключается в том, что вступление закона в силу планируется отложить на два года. А на получение документов профессиональных водителей, если у вас уже есть права, отведут еще четыре года. Кроме того, сам закон все еще дорабатывается Минтрансом, затем его рассмотрят на уровне правительства, Госдумы и Совета Федерации, наконец, его должен одобрить Президент. Так что в финальной редакции документа разграничение на профессиональных водителей, которые действительно зарабатывают перевозкой грузов и пассажиров, и на любителей должно быть прописано более четко.