От аэропорта Иркутска до нашего лагеря на берегу Байкала было всего ничего – 250 км, но каких! Дороги в Иркутской области далеко не всегда соответствуют стандартам. Разбитый асфальт, который лежит здесь еще со времен СССР, сменяется длинными грейдерами, и порой не понятно, что из этого лучше. Как только Андрей умудрился проехать по этим дорогам на Porsche Panamera, которому в этом году выпала честь выехать на лед Байкала? И ведь не скажешь, что это богом забытые места. Хотя иногда перегоны между населенными пунктами достигали 30-40 км. Вокруг лишь бескрайние степи и леса. Ближе к вечеру, через почти шесть часов жуткой тряски, мы добрались до места назначения – вблизи устья реки Сарма, что в Ольхонском районе.
Андрей
Леонтьев,
рекордсмен
Уникальность нашего проекта в том, что мы не только используем автомобили без специальной подготовки, но и в том, что под колесами – природный голый лед. Никаких заливочных машин для катков, никакой полировки, а мощные снегоочистители, которые мы выгоняем на лед, нужны только для того, чтобы срубать снежные переметы, по плотности превышающие армированный бетон. Почему именно Байкал? А какая альтернатива? Нигде в мире нет природного льда такой площади. Мы используем то, что подарила нам природа. Можно, конечно, как это делают в Финляндии, подготовить специальную площадку, вычистить ее, укатать и проводить заезды на специально подготовленном автомобиле. Но мы хотим показать возможности серийной техники на природной трассе.
В этом году мы выехали на лед Байкала на Panamera Turbo S, и у меня по этому поводу совершенно особенные чувства. Автомобили Porsche по своему духу и идеологии очень близки нашему мероприятию. В них все сделано с высокой точностью, для достижения максимальных результатов, и то, что мне нравится в них больше всего, это их честность. Например, Porsche – один из немногих автопроизводителей в мире, кто не устанавливает на свои машины электронные ограничители скорости. И поскольку в этом году перед нами стояла непростая задача побить рекорд Романа Русинова двухлетней давности – это было одним из требований к автомобилю. Среди остальных сильных сторон Panamera Turbo S я бы отметил мощный двигатель и интеллектуальную систему полного привода, которые в этой машине очень удачно дополняют друг друга и позволяют максимально контролировать ситуацию даже в таких непростых условиях. Дополнительным преимуществом также послужила и большая колесная база автомобиля, благодаря которой его поведение на высоких скоростях было достаточно стабильным.
Остров Ольхон расположен ближе к западному побережью озера и отделен от суши проливом Ольхонские ворота с юга и так называемым Малым морем с северо-запада. Место было выбрано не случайно – рекордные заезды уже по традиции планировалось проводить именно на Малом море. У острова, как и у значительной части береговой линии озера, достаточно холмистый рельеф, поэтому ветра на Малом море не такие сильные, как на остальной площади Байкала.
Казалось бы, мелочи, однако и они важны, когда речь заходит о попытке установить рекорд скорости. Даже кратковременный порыв ветра может серьезно повлиять на скорость автомобиля, двигающегося по скользкому ледяному покрову. Кроме того, Малое море отличает близкое к идеальному состояние льда. Его поверхность здесь относительно ровная, с минимальным количеством крупных трещин и торосов, так часто встречающихся в других районах озера. Поскольку даже простой выезд на лед на машине достаточно опасен, а уж заезды на максимальную скорость и подавно, без людей, разбирающихся в особенностях Байкала, просто не обойтись.
Константин
Крупников,
директор
Уникальность нашего проекта в том, что мы не только используем автомобили без специальной подготовки, но и в том, что под колесами – природный голый лед. Никаких заливочных машин для катков, никакой полировки, а мощные снегоочистители, которые мы выгоняем на лед, нужны только для того, чтобы срубать снежные переметы, по плотности превышающие армированный бетон. Почему именно Байкал? А какая альтернатива? Нигде в мире нет природного льда такой площади. Мы используем то, что подарила нам природа. Можно, конечно, как это делают в Финляндии, подготовить специальную площадку, вычистить ее, укатать и проводить заезды на специально подготовленном автомобиле. Но мы хотим показать возможности серийной техники на природной трассе.
В этом году мы выехали на лед Байкала на Panamera Turbo S, и у меня по этому поводу совершенно особенные чувства. Автомобили Porsche по своему духу и идеологии очень близки нашему мероприятию. В них все сделано с высокой точностью, для достижения максимальных результатов, и то, что мне нравится в них больше всего, это их честность. Например, Porsche – один из немногих автопроизводителей в мире, кто не устанавливает на свои машины электронные ограничители скорости. И поскольку в этом году перед нами стояла непростая задача побить рекорд Романа Русинова двухлетней давности – это было одним из требований к автомобилю. Среди остальных сильных сторон Panamera Turbo S я бы отметил мощный двигатель и интеллектуальную систему полного привода, которые в этой машине очень удачно дополняют друг друга и позволяют максимально контролировать ситуацию даже в таких непростых условиях. Дополнительным преимуществом также послужила и большая колесная база автомобиля, благодаря которой его поведение на высоких скоростях было достаточно стабильным.
Как повысить интерес к этому событию? В первую очередь нужно помнить, что автоспорт является рекламной частью автомобилизации, то есть широкого круга интересов производителей автомобилей, запчастей, аксессуаров и прочих сопутствующих товаров. Автоспорт – это инвестиционная деятельность с инерцией в два-четыре года. Какова автомобилизация в стране, каково отношение к ней общества – таков в конечном счете и высший уровень автоспорта. Например, в самом известном и старейшем мировом ралли Монте-Карло наши соотечественники в XX веке участвовали четырежды с полярно различными результатами. 1912 год – первое место, 1964 и 1965 годы – не вошли в число финалистов, 1996 год – второе место. Почему? В этой теме можно многое обсудить.
Добавлю лишь то, что мне довелось судить все рекорды скорости России XXI века, и я весьма озадачен настолько скромным интересом со стороны общественности. Тем более странно, что экономически этот вид автоспорта довольно доступный. Устанавливать рекорды скорости еще многие годы будет вполне возможно, главное – желание, которого почему-то нет. Сейчас же Андрей Леонтьев пытается побить уже имеющиеся рекорды, когда надо улучшить предыдущий результат на 1%, кажущийся сущим пустяком, ан нет. Если честно, то хотелось увидеть на Байкале «длинные» рекорды. Когда замкнутая, а не линейная километровая зачетная дистанция проходится неоднократно, в стиле кольцевых гонок. По организации это не намного сложнее, чем то, что мы с вами наблюдали в этом году, зато куда более зрелищно.
Бренд Mobil 1
в этом году стал официальным партнером Дней скорости на льду Байкала. И это не просто случайность. Синтетическое моторное масло Mobil 1 0W40 заливают в автомобили Porsche на конвейере. Именно такое масло было в двигателе Panamera Turbo S, принимавшего участие в заездах на Байкале, что гарантировало его надежную защиту и эффективную работу. При производстве синтетических масел специалисты Mobil 1 используют противоизносную технологию, обеспечивающую рабочие характеристики даже в условиях экстремально низких температур. Благодаря данной технологии масла Mobil 1 соответствуют самым строгим требованиям автопроизводителей, а также обеспечивают исключительную защиту двигателя от износа в обычных и часто в крайне сложных условиях. Кроме того, моторное масло Mobil 1 0W40 демонстрирует хорошую текучесть при экстремальных температурах, что позволяет защищать важнейшие детали двигателя и тем самым улучшить его рабочие характеристики.
Озеро Байкал
имеет тектоническое происхождение, образовалось в результате разлома блока земной коры 25-35 млн лет назад. Протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км, а ширина колеблется в пределах от 24 до 79 км. Расположено на границе Иркутской области и республики Бурятия на высоте 457 метров над уровнем моря. Максимальная глубина достигает 1642 метров, что делает Байкал самым глубоким озером в мире и крупнейшим на планете резервуаром пресной воды: здесь находится примерно пятая часть всех ее мировых запасов. Дно озера имеет ярко выраженный рельеф с тремя основными котловинами и парой хребтов. В той или иной степени преобразования поверхности дна и береговой линии продолжаются и в наши дни из-за высокой сейсмоактивности в районе Байкала. Почти незаметные землетрясения случаются здесь каждый день, однако истории известны и настоящие катастрофы. Например, в 1862 году при Кударинском землетрясении под воду ушел участок суши площадью 200 кв. км. Последнее сильное землетрясение было зафиксировано на Байкале в августе 2008 года. Тогда сила подземных толчков достигла 9 баллов
От места нашего ночлега до трассы примерно час езды. Большая часть пути пролегает по льду озера, толщина которого здесь варьируется в пределах от 50 до 70 см. Как говорит наш ледовый капитан, по такому льду можно перегонять чуть ли не танки. Местные, пусть и не на танках, но все же активно используют зимники с декабря по самый апрель, что позволяет им существенно сократить время в пути. Вешками размечены границы ледяного шоссе, чтобы одинокий водитель случайно не сбился с курса, а кое-где между ними встречаются съезды на второстепенные маршруты – все, как на суше. Даже трясет так же, как на грейдере – из-за того, что лед местами очень неровный. Но вот, кажется, мы добрались до трассы.
Заезды на льду проходили в два дня, первый из которых исключительно тренировочный – телеметрия и датчики подключены, но комиссары РАФ не фиксируют результаты в протоколе. В таких непростых условиях тренировки выходят на передний план. Пилоту важно максимально прочувствовать автомобиль и его поведение на льду, понять, как он реагирует на те или иные команды рулем, газом. Все это в конечном итоге влияет на то, как пройдут зачетные заезды. К тому же, по правилам РАФ, участнику дается всего одна попытка установить рекорд скорости в каждой категории. У Андрея Леонтьева их было три, в двух из которых ему предстояло улучшить результаты заездов Романа Русинова на 1%.
Абсолютный рекорд скорости
России принадлежит Илье Александровичу Тихомирову, московскому инженеру и гонщику, под руководством которого был построен рекордный автомобиль «Пионер-2М». В 1963 году на соляном озере Баскунчак ему удалось развить среднюю максимальную скорость в 311,4 км/ч на дистанции 1000 метров с хода. Шасси и кузов «Пионера-2М» унаследовали основные черты модели «Харьков-Л1», с той лишь разницей, что открытую кабину дополнили прозрачным обтекателем, а вместо привычного поршневого двигателя установили две газовые турбины. Отличительной особенностью конструкции «Пионера-2М» являлись также независимая торсионная подвеска и алюминиевый кузов. На боковинах машины можно заметить воздухозаборники и систему выпуска характерного квадратного сечения. Важной особенностью последней является то, что она направляла поток отработавших газов перпендикулярно направлению движения, чтобы, согласно техническому регламенту, автомобиль даже частично не использовал при движении реактивную тягу. Разгонялся он гораздо более хитрым способом. Вторая ступень каждой турбины через понижающий планетарный редуктор соединялась с центральным суммирующим редуктором, откуда крутящий момент передавался на главную передачу. В 1963 году мощность каждого из двигателей удалось довести до 80 л.с., а расчетная скорость «Пионера-2М» составляла 350 км/ч.
Д/Ш/В, мм | 4300/1250/700 |
Колесная база, мм | 2500 |
Снаряженная масса, кг | 495 |
Тип двигателя | газовая турбина х2 |
Макс. мощность, л.с./об./мин. |
80/50000 |
Привод | задний |
Макс. скорость, км/ч | 311 |
Наиболее точно, можно сказать, ювелирно надо было действовать при старте с места на участке в 1000 м, на протяжении которых пилот должен показать максимальную среднюю скорость. Здесь крайне важно найти оптимальный баланс между пробуксовкой колес и максимальным ускорением на скользком льду. Как и в других случаях, участнику необходимо проехать дистанцию в обоих направлениях, чтобы исключить погрешность и влияние внешних факторов – например, попутного ветра. В результате Леонтьеву удалось показать среднюю скорость с места более чем 120 км/ч, в то время как рекорд 2013 г. составлял 85,2 км/ч. Следующая категория – максимальная средняя скорость на участке в 100 метров при старте с ходу далась Андрею чуть легче. Результат превысил значение 285 км/ч против 251,6 км/ч, показанных Русиновым в 2013 г. Все эти результаты предварительные и пока ожидают официального подтверждения в РАФ. Но как говорят сами судьи, попытка установить рекорд скорости успешно состоялась. Причем дважды! При этом максимальная зафиксированная скорость во время зачетных заездов второго дня мероприятия и вовсе составила 295 км/ч. Так быстро по природному льду в России еще никто не ездил. Надеемся, Андрею и его команде еще не раз удастся установить новые рекорды, а также превратить Дни скорости на льду Байкала в поистине всероссийское событие. А там, чем черт не шутит, может быть, и международное!