6:30 am
ПОДЪЕМ
Во время гонок обычно живем в гостинице рядом с трассой, а раньше — на трассе, в моторхоуме, в кемпере жили. Мне нравилось. Перед гонкой обязательно нужно выспаться. Восемь часов — не больше и не меньше — вполне достаточно. Про режим даже не хочу говорить. Ты профессионал, это твоя работа, и если ты будешь всю ночь бухать, то на следующее утро какой результат ты покажешь? Результата нет, до свидания.
ГИМНАСТИКА
Она необходима, когда тебе нужно размяться. Но вообще я себя очень хорошо чувствую, потому что много тренируюсь: занимаюсь мотокроссом, езжу на велосипеде, бегаю. Я не заядлый атлет, но все делаю в свое удовольствие.
ФИЗПОДГОТОВКА
Гонщику, конечно, требуется, но у меня изначально была школа картинга. А в картинге физических перегрузок значительно больше, чем в «кузовах». Тебе нужно держать шею, корпус… В кузовных гонках ты пристегнут ремнями, тебя удерживает кресло. Устаешь только тогда, когда жарко, но в этом случае важна выносливость. Поэтому я часто бегаю — по три-четыре раза в неделю, но без фанатизма. Мне рекомендуют, чтобы пульс был не больше 120-ти, нагрузки на сердце хватает на соревнованиях: во время гонки рабочий где-то 140-160, но иногда доходит до 180-185.
Как себя помню, я этим всегда занимался
Первый «толчок» в мир автоспорта мне дал отец. Он был увлечен мотокроссом, а когда ему предложили поработать в секции картинга, согласился — тогда, заработав за это баллы, можно было получить квартиру.Мне было пять, когда он собрал для меня первый карт, а уже в семь лет мы стали выезжать на соревнования. В девять лет начал приезжать в призы на чемпионате области, в 17 первый раз стал чемпионом России — это был праздник и для меня, и для всей семьи. Мы видели, куда растем, отец был воодушевлен работой со мной. А я не собирался останавливаться на достигнутом.
Первый раз в кузовных гонках я выступил в 17 лет за рулем «восьмерки», которую мы собирали в гараже. На ней сразу же попал на пьедестал — для меня это было серьезное достижение, я поверил в себя.
В профессиональную команду впервые попал почти через 10 лет, называлась она «Актив-про рэйсинг». Я выступал в классе Lada Revolution и в первом же сезоне стал здесь чемпионом.
Много всего было: чемпионаты России, Испании, Европы… Были и многочасовые гонки в Ле-Мане и Дубае, разные серии, например Blancpain.
О многочасовых гонках можно говорить долго. Например, свою первую гонку на выносливость «24 часа Дубая» я проехал… на картинге. Команда «Forza картинг» состояла из шести человек, но так получилось, что мои «смены» были самыми частыми: пришлось провести за рулем 8 часов! Потом долго восстанавливался.
Ну и конечно, особенными были мои выезды на этапы чемпионатов мира. Сначала выступал за рулем «десятки» и «Приоры» за команду LADA Sport. Потом в составе Russian bears пилотировал Seat. Очень много времени провел в команде SMP Racing: за рулем «Феррари» стартовал в серии GT Open, в чемпионате WEC — на прототипе BR01. В Ле-Мане 2016 года нам удалось финишировать третьими в категории LMP2. Сейчас я продолжаю работать в программе SMP Racing по развитию автоспорта в России. И при этом являюсь пилотом команды LADA Sport ROSNEFT.
ПО ОБЫЧНЫМ ДОРОГАМ
7:00 am
ЗАВТРАК
Два блинчика и кофе.
НАЧИНАЮ РАБОТУ НА ТРАССЕ
иду в бокс, готовлю свой комбинезон, специальное нижнее белье. Важно, чтобы все было целое, не было заплат, потому что иначе тебя просто не допустят к соревнованиям. Еще раз проговариваем с инженером все настройки, определяем, где нужно «добавить» мне. Готовимся к Warm Up — утренней 10-минутной разминке на трассе, которая нужна для проверки работоспособности автомобиля. Иногда перед разминкой меняем некоторые настройки — важно быстро оценить все изменения и дать инженеру обратную связь.
Автомобили
Мне разные автомобили нравятся, и очень здорово, что у нас появляются свои отличные машины. LADA Vesta — просто классная, особенно в кроссовой версии: и по комфорту, и по мотору хорошо проработанная.«Веста Спорт» получилась замечательной. Если ранее нужно было какой-то гоночный навык иметь, то за руль Vesta Sport может сесть и поехать любой. Она позволяет ехать быстро, «зажигает», но в то же время там есть оптимальный баланс с точки зрения комфорта. Классный автомобиль!
Много классных тачек на свете, но сейчас мне по душе ретроавтомобили. И 21-е «Волги», и ГАЗ-66, но себе я не так давно купил ВАЗ-2101 — стоит в гараже, отреставрирована. Мне просто нравится на ней кататься, в ней чувствуется дух того времени.
Аварии
Конечно, они случались, хотя их было не очень много. Бывало, что в меня въезжали, но, в основном, я сам допускал ошибки.Такое случается, когда едешь за гранью: где-то чуть перебрал со скоростью, где-то чуть не попал в поворот, иногда, к сожалению, подводит техника… Однажды в раллийной гонке я перевернулся семь раз, когда в повороте у меня не отработала подвеска — такое тоже бывает. Обидно — ты доверяешься машине, а оказывается, что так близко к этой грани подходить все же нельзя.
ТРЕНЕР
9:30 am
РАЗМИНКА
Важно быть быстрым, но это не квалификация, она не дает тебе места на старте — просто тренировка. Если разминка прошла хорошо, то дальше можно погулять по закрытому парку.
МЫСЛИ В ГОЛОВЕ
Думаешь всегда о машине. Оцениваешь свои шансы, оцениваешь, как подготовлен автомобиль, что еще можно исправить, чтобы увеличить скорость. Мысленно проезжаешь трассу, анализируешь, какие повороты можно пройти иначе, — в голове все это крутится постоянно. Даже иногда домой приезжаешь, но не можешь перестать анализировать, проводишь работу над ошибками.
11:40 am
АВТОМОБИЛИ
Выкатываем перед боксами
Крутить гайки
В современном автоспорте гонщику уметь делать это необязательно. Сейчас есть механики, это их задача. Гонщик должен понимать, что на что влияет, но не больше.Я прошел всю эту школу, чему очень рад. В какой-то момент перестал крутить гайки, потому что все время лез в работу ребят, а они меня постоянно отгоняли. Я сильно заморачивался на этом, переживал, и, думаю, из-за этого у меня тогда не все получалось.
Я слишком много времени уделял настройке автомобиля, а нужно было концентрироваться на пилотировании, саморазвитии, работе с телеметрией. Но в один момент я отпустил ситуацию — механики знают, что делают, они профессионалы, и я им доверяю. И это сильно помогло! Конечно, я всегда говорю инженерам-механикам, чего мне не хватает. А дальше начинается их работа — у нас в команде LADA Sport ROSNEFT они прекрасно в этом разбираются.
Гонщики и страх
Никто из гонщиков не думает ни о страхе, ни о смерти, все просто фигачат! Нравится адреналин, скорость, все мысли связаны с заездом, и никто не пытается представить, что может случиться.Хотя однажды, лет десять назад, я все же ощутил страх за рулем на одной из тренировок, которые проходили на трассе в Казани. Я ехал с пассажиром, мы разогнались до 210 км/ч, когда на машине отказали тормоза. Слава Богу, мы были пристегнуты. На полном ходу мне удалось «выставить» машину: мы влетели в вираж боком, срезали все четыре диска и на днище «зарылись» в гравий. Хорошо, что машина при этом не перевернулась. Но гравий у нас был на уровне середины двери. И вот тогда я понял, что такое страх…
СЕБЯ Я СЧИТАЮ
11:50 am
ПИТ-ЛЕЙН ОТКРЫТ
выезжаем на прогрев. Прогреваю резину по своей тактике, в своем стиле — интенсивно, с помощью торможений. Мне нужен запас хода на трассе, поэтому я всех пропускаю вперед и выезжа с задержкой.
11:55 am
СТОИМ НА СТАРТОВОЙ РЕШЕТКЕ
Вокруг ходят гости, журналисты, девчонки. Нужно отвечать на вопросы, желательно улыбаться, работать на камеру. Мне это не мешает сосредоточиться. Раньше по молодости был на всем зациклен, на все обращал внимание, а сейчас ко всему проще относишься. И каких-то специальных примет у меня нет. Не колдую, в бубен не бью. Хотя было бы неплохо, если бы внезапно дождь пошел — у меня на сликах по мокрой трассе лучше всех получается, видимо, потому что ездил много ледовых гонок.
12:00 am
НА СТАРТЕ
перед нами с Михаилом Грачевым только один Григорий Бурлуцкий.
Особенности момента
Уже столько гонок было, а все равно еще и еще раз хочешь себе доказать, что можешь в любой момент с сильными пилотами поиграть в игру «попробуйте объехать» и выйти из нее победителем!В классе, в котором я сейчас выступаю — «Туринге», — очень многое зависит от пилота, техники и команды. Но есть еще и такое понятие, как Balance of Performance — «Баланс производительности», который определяется организаторами гоночной серии. Что это такое? Перед началом сезона все автомобили участников мировых и региональных серий, проводящихся по техническим требованиям TCR, уравниваются. Независимый пилот тестирует все машины на одной трассе и дает свое заключение, данные снимаются во время работы на моторном стенде и в аэротрубе. А потом специальная программа выносит заключение, какому автомобилю сколько килограммов дополнительного веса нужно добавить, увеличить или уменьшить клиренс, как скорректировать мощность двигателя… В теории это должно позволить сделать все автомобили примерно равными по скорости, чтобы победителя определяла не техника, а талант и опыт гонщика.
БЫТЬ ГОНЩИКОМ
Мне повезло, а кому-то сейчас повторить мою историю, считаю, нереально. Сначала ты должен показать результат, потом тебя замечают, потом тебя покупают, но чтобы дойти до момента, когда тебя покупают, нужно сначала кем-то стать. Кем-то стать в наше время без денег невозможно! Потому что нужны машины, нужны тренировки, нужна техника, нужен бензин — вместе очень большие деньги. И сейчас в спорт попадают ребята с финансовыми возможностями.
12:05 am
СТАРТ
Я видел, что Григорий колеса плохо прогрел и, значит, на старте буксовать будет. Так и случилось, и мы его сразу на старте и объехали. А дальше нужно было уезжать от всей группы. Отрыв мы контролировали, но так просто оторваться не удавалось — машина у нас самая тяжелая, поэтому Григорий нас все время догонял. В целом мы сделали все неплохо, но попотеть пришлось — комбинезон был мокрым.
12:40 amКЛЕТЧАТЫЙ ФЛАГ
Я победил!
12:45 am
ЗАГОНЯЮ АВТОМОБИЛЬ
в закрытый парк, иду на взвешивание
«Когда у гонщика появляются дети, он начинает медленнее ехать».
Думаю, что в этом есть какая-то правда. Приходит переосмысление, ты из мальчика превращаешься в мужчину и уже не совершаешь каких-то необдуманных поступков в стиле Макса Ферстаппена.
МЕЧТЫ
Я уже наездился на всем, на чем только можно, меня мало чем удивишь. Но это вовсе не значит, что различные виды автоспорта мне неинтересны. Хотелось бы, например, проехать полный сезон в ралли — мне очень нравится эта дисциплина. Было бы любопытно проехать в NASCAR — выступать на овалах интересно, но нужно много тренироваться. Американские гонки обладают совершенно иной спецификой: там иные скорости, работа шины. Эту специфику нужно изучать, пробовать различные варианты, иногда ошибаться. А на овале ошибки очень дорого стоят: если ты спровоцировал занос, из него уже не выйдешь.
Сейчас я счастлив быть частью команды LADA Sport ROSNEFT. Здесь собрались настоящие профессионалы.
12:50 am
ИДУ НАГРАЖДАТЬСЯ НА ПОДИУМ
Конечно, радуюсь, Но в этот раз не так бурно. Вот если бы победа как в Смоленске, где я с девятого места на первое прорвался. И еще не конец сезона, мы только прошли экватор, отставание сократилось — и шансы победить есть.
14:00 am
АВТОГРАФСЕССИЯ
15:00 am
КОГДА ПОБЕДИЛ
Анализировать не хочется, но телеметрию посмотреть все равно интересно.
20:00 am
НАШ САМОЛЕТ ДОМОЙ ТОЛЬКО ЗАВТРА,
Поэтому вечер свободен, можно посидеть с командой, расслабиться. А разговор все равно скатывается к обсуждению прошедшего дня и к тому, что будем делать завтра.
Жена конечно, переживает.
Раньше об этом постоянно говорила, а сейчас привыкла, успокоилась, понимает, что гонки — это моя работа.Ей со мной, конечно, не так празднично, как можно подумать. Живем уже 20 лет и только недавно впервые съездили в отпуск в Италию, а до этого она за границей была только в Турции. Без меня ехать не хочет, а я не могу, у меня все время, как у футболистов — гастроли, гастроли… Очень хочу попутешествовать с семьей на кемпере. Но, видимо, это останется мечтой до старости.
Сын
Свою дочь я не решился отдавать в автоспорт, а сына, конечно, планирую.Я хорошо представляю, что нужно будет сделать, чтобы помочь ему. Это большая работа, которой себя нужно будет полностью отдать. У меня есть определенная планка. Когда мой отец начинал заниматься со мной, у него ее не было, но он слепо верил в меня и шел вперед. Мне же будет еще сложнее, потому что я знаю, каким может и должен быть уровень…
P. S.: На очередной гонке 18 августа на MOSCOW RACEWAY Кирилл Ладыгин одержал очередную победу.