27 Мая 2019, 14:23

«Форд» и Россия - (ХХ век)


Генри Форд одним из первых пришел в Россию. И всегда умел находить общий язык с властями нашей страны – и при императоре, и при генсеках. А его компания сделала для отечественного автомобилестроения, пожалуй, больше, чем любая другая иностранная фирма.


1907

Всего через четыре года после основания компании, Ford первым из зарубежных производителей авто открыл свое представительство в Российской империи – в Москве, на Петровских линиях, в здании гостиницы «Россия». Американцы поначалу продавали в нашей стране модели Ford N и Ford T.

1930

При участии специалистов Ford в Москве построили завод имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), будущий АЗЛК, на котором из американских комплектующих собирали легковушки Ford A и грузовики Ford AA.




1932

Вступил в строй Нижегородский автомобильный завод, известный впоследствии как ГАЗ, в создании которого специалисты Ford принимали непосредственное учас-тие. Первой продукцией предприятия стали модели на базе Ford A и Ford AA.


1936

С конвейера в Горьком сошел более совершенный ГАЗ M-1, созданный на основе Ford B. Командированный Генри Фордом в Россию специалист по кузовам Вилльямс создал пособие по изучению криволинейных поверхностей, по которому отечественные дизайнеры работали вплоть до появления компьютерного моделирования.

1940

На заводе имени КИМ готовится к производству малолитражный легковой автомобиль, скопированный с Ford Prefect. Но Сталин забраковал проект и приказал взять за образец Opel.




Середина 60-х

В Москву приезжал Генри Форд-младший, чтобы договориться о покупке лицензии на автобус ЗиЛ-118 «Юность», отличавшийся авангардным дизайном и оригинальными техническими решениями. Увы, прийти к соглашению с советской стороной не получилось.

1996

В Москве открыто торговое представительство Ford, а также первый дилерский центр марки.



Найджел Брекенбери,
Президент Ford Motor Co. в России и СНГ

Ноябрь 1998

В последние годы появилась возможность развивать свой бизнес. Сейчас из-за резкого изменения курсов валют это стало сложнее. Компания неоднократно работала в странах, попавших в сложную экономическую ситуацию. Сейчас мы и наши дилеры переживаем сложный момент. Но не сомневаемся, что рынок не только восстановится, но будет расти. И иностранные фирмы начнут развивать свое присутствие в России. А чтобы контролировать существенную долю рынка, нужно открывать заводы на территории РФ. И чем раньше, тем лучше.


1999

Ford Motor Company подписывает инвес-тиционные соглашения с Министерством экономики Рос-сии и правительст-вом Ленинградской области о строительстве автомобильного завода полного производственного цикла.



«Форд» и Россия - (ХХI век)


Поначалу дела у американской компании шли прекрасно, и даже кризис 2008-го не смог сильно поколебать ее позиции на нашем рынке. Все внезапно и круто изменилось в 2011 году.

Алан Батти ,
Президент Ford Motor Co. в России и СНГ

2001

Я пришел с проектом на совет директоров в марте 1999-го, и как только он был одобрен, на следующий день вылетел в Россию, чтобы набирать команду. 15 марта мы поехали во Всеволожск. Там я купил всем билеты только в одну сторону. Думаю, они хранятся у каждого до сих пор. А первые автомобили будут выпущены в октябре, как мы и планировали. Я оставляю мощный фундамент, один из лучших комплексов автомобильного машиностроения и я горд, что мы пока единственные, у кого такой завод строится. У нас одна из самых развитых дилерских сетей. И прекрасные взаимоотношения с правительственными структурами на всех уровнях и с прессой.


2002

Ford открыл сборочный завод в городе Всеволожске (Ленинградская область) – первое предприятие полного цикла, построенное в России иностранной авто-мобильной компанией.

Хенрик Нензен,
Президент Ford Motor Co. в России

Апрель 2005

По продажам Focus мы пятые в Европе. А когда я приехал пять лет назад, Россия была на 30-м месте с показателем в 1300 машин. Сегодня примерно столько же продает один дилер в Сургуте.

2005

В Подмосковье создан национальный центр дистрибуции запчастей для автомобилей Ford, а также моделей марок Land Rover и Volvo, которые входили тогда в состав концерна Ford Motor.


Найджел Брекенбери,
Президент Ford Motor Co. в России и СНГ

Июль 2009

Я не знаю никого, кто предсказывал кризис, но считаю, что успеха можно добиваться и в этих условиях. Прежде всего нельзя останавливаться. Наш бизнес зиждется на огромных вливаниях наличности, на инвестициях в новый модельный ряд, которые окупаются годами. Да, будут потери, но они были и раньше. Чтобы оставаться прибыльными, мы сокращаем расходы. Российский рынок станет крупнейшим в Европе с объемом около 5 млн машин, и нам бы хотелось быть одним из крупнейших игроков.


Ford Focus: так проходит земная слава

Ford Focus появился в России в 1999 году и породил нешуточный интерес. Необычная внешность автомобиля не отталкивала – напротив, привлекала. Запомнился рекламный ролик с виртуозным объездом лося (или кто там снимался). А когда выяснилось, что этот хэтчбек к тому же относительно недорог, то успех ему был обеспечен.

Купившие машину не разочаровались в своем выборе. «Фокус» оказался комфортабельным и уютным. Несмотря на небольшие габариты автомобиля, у него был просторный салон. По управляемости конкурентов у модели Ford не оказалось, причем не только в бюджетном сегменте: иным «премиалам» в этой дисциплине было далеко до скромного хэтчбека.

Появившаяся в 2005-м модель второго поколения прибавила в габаритах, стала солиднее внешне, улучшилось и качество отделки интерьера. К этому моменту «Фокус» аккумулировал две трети объемов продаж Ford в России.



Рестайлинг’2008, выполненный в соответствии с новой концепцией «кинетического дизайна», преобразил внешность модели, сделав ее более агрессивной. Огромная трапеция нижней радиаторной решетки вызвала целую волну подражаний. В 2010-м доля продаж «Фокуса» достигла максимума – 74,4%!

А вот третий «Фокус», вышедший на наш рынок во второй половине 2011 г.ода, не удался. «Фордовский» бестселлер взяли в клещи конкуренты и снизу (модели класса В новой волны), и сверху (компактные кроссоверы). В этой ситуации покупатель уже не был готов прощать прежнему любимцу специфический дизайн, тесноватые салон и багажник, тем более что эти недостатки не компенсировала привлекательная цена. Кризис 2014-го лишь усугубил ситуацию: продажи модели рухнули в 2,5 раза. А в 2018-м ее доля в общем миксте компании составила лишь 27%
.

2011

Объявлено о создании СП Ford Sollers, которое с этого момента стало представлять все интересы Ford в России. Отечественная компания Sollers в качестве вклада внесла в совместное предприятие производственную площадку в Набережных Челнах.

2012

Начал работу автомобилестроительный завод Ford Sollers в Елабуге, а в 2015-м в том же городе построено предприятие по производству двигателей для легковых моделей компании.

2019

Акционеры совместного предприятия Ford Sollers, Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» приняли решение о реструктуризации СП, что подразумевает в частности прекращение производства легковых автомобилей Ford в России.


Адиль Ширинов,
Генеральный директор Ford Sollers

2019

Хотя действия, которые мы объявляем сегодня, сложны, они имеют решающее значение для обеспечения долгосрочной жизнеспособности бизнеса Ford Sollers. Линейка Ford Transit является лидером среди зарубежных брендов LCV в России и имеет огромный потенциал для дальнейшего прибыльного роста.



Что мы теряем

Ford присутствовал в России практически во всех значимых сегментах рынка легковых моделей. Хэтчбеки, седаны и универсалы от малого до среднего класса представляли Fiesta, Focus и Mondeo, группу кроссоверов – компактный EcoSport, среднеразмерный Kuga и большой Explorer, а Tourneo – сегмент больших MPV. Отряд не заметит потери этих бойцов?


Что могли иметь

Возможно, Ford дал промашку в выстраивании модельной линейки для России. Но имелись ли у «Голубого овала» резервы, способные преломить ситуацию? Такого красавца, как Mustang, нам действительно не хватало, хотя руководство Ford и обещало, что его продажи вот-вот стартуют. Бестселлером автомобиль бы не стал, но благотворно повлиял бы на имидж компании.

Для любителей пикапов, которые в ограниченном количестве все-таки водятся в России, превосходно подошел бы Ranger – при адекватной на него цене. Исходя из посыла, что хорошего много не бывает, в модельный ряд вполне вписался бы кроссовер Edge. Впрочем, обе модели пробовали свои силы в России, но без особого успеха.


Экзотика вроде Ford Figo, колесящая по дорогам Индии, нам бы однозначно не подошла – с таким-то именем. Ну, и из-за маленького размера, конечно. Это справедливо и для Freestyle, кросс-версии Figo. Впрочем, и габаритный, но низкий кроссовер Flex, который смотрится весьма неуклюже, вряд ли бы прижился в наших широтах, несмотря даже на 7-местный салон и микрохолодильник.

Получается, Ford, по большому счету, выбрал для России оптимальный модельный ряд. Но вот раскрыла ли компания полностью его потенциал – вопрос другой.


Казнить, нельзя помиловать

Одно из значений английского слова execution – казнь. Джим Хаккетт, главный исполнительный директор Ford, любит повторять, что 2019-й станет для его компании годом этой самой execution. Предпринимавшиеся оздоровительные меры, в том числе хирургического характера, успеха не имели. Остается применить высшую меру экономической защиты к виновным в сложившейся ситуации. По понятным причинам топор занесен прежде всего над заокеанским, европейским, подразделением, уже десяток лет демонстрирующим неудовлетворительные показатели, что привело к сокращению доли компании в Европе на четверть.

Россия не стала исключением, хотя совсем недавно Ford был одним из лидеров нашего рынка. Так, в 2006 г. компания занимала третье место по объемам продаж, контролируя 6,2% рынка и уступая лишь отечественным «Ладе» и ГАЗу. Кризис 2009 г. немного поколебал позиции марки, но резкое ухудшение самочувствия наступило в 2011-м – именно тогда было создано СП с российской Sollers. С тех пор Ford постоянно терял покупателей, а его рыночная доля съежилась в 2018 г. до 3,0%. Фиаско зафиксировал «вердикт», оглашенный 27 марта 2019 г.

Джим Хаккетт:
За два года его пребывания у руля компании, стоимость ее акций упала на 16%, а норма прибыли сократилась с 6,1% по итогам 2017 года до 4,4%

В этот день Ford, в 2002-м первым среди иностранных компаний открывший автосборочное предприятие полного цикла в России, объявил о значительном сокращении своей производственной базы в нашей стране. К июлю закроются заводы во Всеволожске (Ленинградская область) и Набережных Челнах, выпускающие легковые модели Fiesta, Focus, Mondeo и кроссовер EcoSport, а также моторостроительное предприятие в Елабуге. Это означает сокращение более 2000 рабочих мест. Возможны увольнения и на автомобильном заводе в Елабуге, где помимо относительно успешных легких коммерческих моделей Transit, чье производство решено сохранить, собирали кроссоверы Explorer и Kuga.

Это первый случай, когда свое присутствие на рынке почти обнуляет компания, локализовавшая сборку всей своей линейки легковых моделей/кроссоверов. К драматической развязке привел целый ряд причин. После успешной семилетки (2002–2008), когда продажи Ford выросли с 6669 до 186 828 автомобилей в год, компания стала заложницей успеха своего главного бестселлера, Focus I/II и на несколько лет фактически превратилась в бренд одной модели. Попытки увеличения числа опорных точек, в том числе в набравшем популярность сегменте SUV/кроссоверов, были предприняты с запозданием и не увенчались успехом. Ситуацию дополнительно осложнил прохладный прием покупателями Focus III.

Динамика продаж автомобилей Ford в России


2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Общие продажи Ford, шт. 115 985 175 793 186 828 82 083 90 166 118 031 130 809 106 734 65 966 38 607 42 528 50 360 53 234
Доля рынка, % 6,2 7,4 6,4 5,6 4,7 4,4 4,5 3,8 2,6 2,4 3,0 3,2 3,0
Место 3 4 5 3 5 8 9 9 12 12 10 9 9
Доля продаж Focus в продукции Ford, % 63,3 55,2 50,0 63,5 74,4 69,9 70,5 63,0 42,2 28,7 28,2 30,0 27,0

Между тем, Ford постоянно расширял свою производственную базу в России, создав мощности, рассчитанные на выпуск 355 000 автомобилей и до 200 000 двигателей для легковушек в год. Эти производства работали с хронической недозагрузкой. Так, в 2018 г. Ford реализовал в России всего 53 234 автомобиля, включая 12 855 LCV. Разбалансировка достигла критической величины, которая стала неприемлемой в ситуации, когда российский автомобильный рынок после короткого всплеска продаж в 2017–2018 гг. вновь перешел на нисходящую траекторию (за первый квартал 2019 г. продажи сократились на 0,3% относительно того же периода годом ранее).

Что же произойдет с «наследством» Ford в России? Закрываемые производства в ситуации сокращающегося рынка вряд ли быстро найдут новых хозяев. Что касается 2,0%-й доли Ford в общих объемах продаж, то, по мнению Александра Мигаля, управляющего директора KIA Motors RUS, ее без труда поделят между собой конкуренты из числа производителей массовых моделей. Будет ли успешен бизнес Ford в России в сегменте LCV? Михаил Семенихин, руководитель VW NFZ в России, так ответил на этот вопрос нашему изданию: «Закрытие даже одного завода легковых автомобилей не может не отразиться на финансовом балансе компании в целом, структуре расходов, ценообразовании на остающиеся в производстве модели».


Проклятое место


А может, причина ухода «Форда» из России не в политике или экономике? Может, все дело в эзотерике? Ведь в Елабуге, где располагалось производство американской компании, давным-давно образовалась настоящая геопатогенная зона.

История этого темного места уходит в глубь веков. «Бе в некоем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоци Камы реки стоя, его же Русь именует Бесовское градище», – писал в XVI веке священник Иван Глазатый в своей «Казанской истории». А 31 августа 1941 года в Елабуге повесилась Марина Цветаева. «Но в этой темной, деревянной и юродивой слободе…» – словно бы предвидел ее смерть Осип Мандельштам.



А теперь давайте вспомним хотя бы некоторые промышленные проекты, которые пытались осуществить в последние полвека в Елабуге и ее окрестностях. Итак, семейство уникальных бульдозеров Т220/Т330/Т500 Чебоксарского тракторного завода должно было стать революцией в отечественной промышленности в середине 70-х. Не стало. Через десять лет автомобиль «Ока» планировался воистину народным, общедоступным. Его производство в Елабуге так и не сумели наладить. В начале 90-х там же должны были выпускать «Автокам Рейнджер» и сразу несколько моделей ФИАТа – снова не срослось. И, наконец, в 1997-м запустили-таки отверточную сборку бразильского варианта Chevrolet Blazer – за два года с грехом пополам удалось продать 3780 машин. Тут же объявили о производстве Opel Vectra – не продали ни одного. После столь внушительного списка неудач даже как-то удивительно, что «Форд» продержался в Елабуге так долго – целых 8 лет.



Вместо бульдозеров
в Елабуге решили выпус-кать 900 тысяч малолитражек в год. Не сделали ни одной

Ведь геопатогенная зона на Средней Волге образовалась еще в 1968-м, с началом строительства Чебоксарской ГЭС. Когда стали заполнять ее водохранилище, оказалось, что наполовину построенный тракторный завод (крупнейший в Европе и всесоюзная ударная комсомольская стройка) находится в зоне затопления гидроэлектростанции. Заполнение приостановили, а цеха и часть оборудования стали переносить подальше – на триста с лишним километров к востоку, в Елабугу. Но пока переносили, выяснилось, что в таких грандиозных количествах бульдозеры стране не нужны. Лучше пусть будут универсальные трактора. И в 1984 году ЦК КПСС и Совет министров постановили построить в Елабуге завод мощностью 150 000 тракторов в год. Прошло четыре года, освоили десятки миллионов рублей, построили миллионы квадратных метров и решили… перепрофилировать их на производство малолитражек «Ока».

Проклятое место…


В сухом остатке

Как ни печально это звучит, Ford собирается избавиться от своей гордости – предприятия во Всеволожске, а также от производственной площадки в Набережных Челнах и завода двигателей в Елабуге. Компания надеется их продать, но шансы на это невысоки, учитывая кризис российского автопрома. Сохранит Ford только завод в Елабуге, поскольку именно там производятся коммерческие автомобили марки.



Именно на комтранс возлагают американцы свои надежды. В Европе они – номер один на этом поле. В России Ford считает свои позиции также вполне устойчивыми и намерен развивать производство Transit во всех его модификациях. В настоящее время Елабужский завод выпускает шасси с различными надстройками, фургон и пассажирский автобус.



В 2015 году продажи этих автомобилей едва превысили 3000 экземпляров, что составило 0,2% от общего объема реализации «Форда» в России. В 2018 году они подросли до 12 077 штук, или до 0,6%. Много это или мало? Откровенно говоря, негусто – меньше, чем за прошлый год продал машин в нашей стране китайский Lifan.



Итак, что же теперь будет? Сборочные и моторостроительный заводы закроют, приблизительно 3000 сотрудников (всего в «Форд-Соллерс» трудятся 3700 человек) уволят. Те, чей стаж составляет не менее 15 лет, получат компенсацию в размере годового оклада, те, кто проработал меньше, – пять с половиной месячных окладов. На подобные наличные выплаты американцы ассигновали $200 млн. Другие убытки, как ожидается, составят $450-500 млн. Но за океаном не особенно расстраиваются. «Нынешнее решение представляет собой важный шаг к цели Ford, чтобы обеспечить повышение прибыльности и более конкурентоспособный бизнес для всех заинтересованных сторон», – отметил президент Ford of Europe Стивен Армстронг.



Хозяин «Соллерса» Вадим Швецов и вовсе преисполнен энтузиазма: «Мы с нетерпением ждем начала следующей главы нашего долгосрочного партнерства с Ford. Мы считаем, что решение сосредоточиться на российском рынке легких коммерческих автомобилей приведет к усилению совместного предприятия и позволит нам извлечь выгоду из будущего роста рынка в этом сегменте». Отметим, что реструктуризация предусматривает возвращение «Соллерсом» утраченного в марте 2015-го контроля над совместным предприятием – отныне 51 процент акций снова принадлежит российской компании.

Не слишком переживают и местные власти: в Ленобласти подчеркивают, что давно знали о возможности закрытия завода во Всеволожске.

Сборочные заводы иностранных фирм в России в 2018 г.

Объем производства, шт. Степень загрузки, %
KIA 235 000¹ 100
VW Group 200 000³ 56,0
Toyota 73 620 73,6
Mazda 31 149 44,5
Mitsubishi 31 007 77,5²

1. Суммарный объем производства на заводах в Санкт-Петербурге и Калининграде
2. От мощности линии Mitsubishi на заводе РСМА (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) в Калуге
3. Суммарный объем производства моделей VW и Skoda на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде

А чем уход одного из крупнейших игроков мирового рынка грозит стране и нашему автопрому в общем? Мы обратились к представителям ряда компаний, создавших в России сборочные мощности, с одним вопросом: не является ли случай с Ford предвестником целой серии закрытия предприятий? Не комментируя решение американцев, все наши собеседники заявили, что их компании продолжают следовать стратегическим курсом сохранения локальной производственной базы и ее дальнейшего укреп-ления. Вот только цена приверженности принципам у каждого своя. Если у Kia в 2018-м были полностью загружены сборочные линии на заводах в Санкт-Петербурге и Калининграде, то предприятия других компаний продолжили работать с заметной недозагрузкой.