4 Мая 2018, 15:04


Ударь ее!

В билетах по ПДД советских времен на вопрос об экстренном торможении нужно было отвечать так: тормозить ударно, с минимальными перерывами. Чтобы резко увеличить площадь пятна контакта шин с дорогой и избежать блокировки, ведущей к мгновенной потере управляемости. С обязательной установкой антиблокировочной системы надобность в импульсном торможении отпала, теперь водителю нужно один раз с максимальной силой ударить по педали.



Вращай «баранку»!

Главная задача АБС – сохранить возможность управления автомобилем при экстренном торможении. Выработать этот навык непросто, ведь сам по себе процесс экстренной остановки – уже стресс для любого водителя, но при этом нужно сохранить способность трезво оценивать обстановку и управлять машиной, стараясь избежать столкновения. К сожалению, этому важному навыку в обычных автошколах практически не учат – только в школах повышения водительского мастерства.



Спускаться быстро!

Сократить тормозной путь поможет еще один навык – постепенное понижение передач по мере уменьшения скорости – в этом случае на помощь тормозам придет и силовой агрегат. Это непросто: экстренно тормозить педалью, при необходимости вращать руль, да еще и понижать передачи. Понятно, что, если вы замедляетесь на машине с ручной коробкой, тормозной путь сократится больше, чем с «автоматом». Электроника АКП ограничивает водителя: стрелка тахометра не должна оказаться в красной зоне (с МКП это сделать можно).



Сиди правильно!

Частенько встречаются машины, у которых водителя не видно из-за руля или спинка завалена так, что водитель смотрит в потолок. При такой посадке в опасной ситуации действия водителя будут крайне неэффективными. Сначала устанавливаем высоту кресла: расстояние от головы до потолка должно быть не меньше толщины ладони, но не больше высоты кулака. Положение подушки подбираем исходя из того, что ноги чуть согнуты – угол между бедром и голенью не превышает 120 градусов. Правая нога не должна полностью выпрямляться даже при полном продавливании тормоза. Угол наклона спинки – не более 15-25 градусов от вертикали назад.



Занесло!

Этот навык нужно отработать до автоматизма. При заносе машины – при уводе кормы в сторону – руль нужно вращать строго в ту же сторону, в какую ушла корма. А вот на сколько… Это зависит от конструкции рулевого конкретной машины. Дело в том, что характеристика зависимости угла поворота управляемых колес от угла поворота руля – и нелинейная, и у всех разная. Скажем, у одних моделей от упора до упора почти 4 оборота, у других – менее двух.



Тормози рукой!

При движении в горах нельзя зло-употреблять тормозами. Лучше подобрать такой режим, который исключал бы использование педали. Сделать это просто как на ручной коробке, так и с АКП. Однако нужно помнить, что большинство «автоматов» может коварно повысить передачу, не дождавшись, когда стрелка тахометра дойдет до красной зоны.



Далеко – не близко!

Старое как мир, простое правило спасет вас даже в том случае, если вы не владеете ни одним из перечисленных выше навыков: держите дистанцию. Добавим к тому соблюдение скоростного режима, причем безо всяких «+20 км/ч», а строго по знакам, внимательность и оценку действий других участников движения.



Джипер на 1%!

А вы никогда не покоряли бездорожье, не пользовались лебедкой, не слышали про сенд-траки и клюзы? И слава богу! Однако есть простое правило, которое поможет преодолеть слякотный участок до дачи, спуститься на песчаный пляж и вернуться обратно на асфальт или просто выехать из сугроба, если вдруг за ночь навалило снегу. Во всех этих случаях нужно отключить систему динамической стабилизации (ESP) и до выезда не переключать ступени дальше первой. Если у вас коробка-«автомат», то просто установите селектором первую передачу.



Открывать ли газ?

При потере управляемости (в самом простом случае – увод кормы) водитель действительно может способствовать выравниванию траектории с помощью педали газа. Но только в том случае, если автомобиль передне- или полноприводный, где задние колеса при необходимости подключаются муфтой (так устроено большинство современных кроссоверов). Этот навык работает исключительно вместе с предыдущим. Следовательно, если вы на переднеприводном автомобиле в заносе не повернули руль (значит, не выставили колеса по направлению движения), то и давить на газ не нужно – это может только усугубить ситуацию.



Раскачай ее, если сможешь

Если же, несмотря на все усилия, выбраться из сугроба не удалось, следует воспользоваться дедовским методом – враскачку. Проще всего это сделать, конечно, на ручной коробке и переднеприводном автомобиле. Нужно лишь быстро менять первую и заднюю ступени, при этом вращая руль. Меняя положение управляемых ведущих колес в одной из амплитуд, вы обязательно зацепитесь за грунт. Если у вас АКП и задний привод, не отчаивайтесь. Шансы падают, но не до нуля, даже если между задними колесами у вас не самоблокирующийся дифференциал и электроника не имитирует блокировку дифференциала. Попробуйте до упора вытянуть «ручник» и дать газу. Этот метод позволит реализовать тягу через колесо, находящееся в лучших условиях по сцеплению.