Daimler и BYD подписали соглашение о создании производства электромобилей в 2010 году, и в 2014 к дилерам Поднебесной поступила единственная пока модель немецко-китайской марки Denza. Её без затей назвали EV. По выходу машины местная пресса сообщала, что в основе Denza EV – платформа Mercedes-Benz B-klasse первого поколения, но тут же добавляла, что модернизация оказалось настолько глубокой, что фактически «тележка» получилась оригинальной: колёсная база увеличилась на 100 мм – до 2880, а масса – до 2 тонн (в первую очередь за счёт батареи). Выбор платформы, очевидно, можно объяснить «сендвичевой» конструкцией пола первого B-klasse (её же применяли и на первом поколении A-klasse) – по всему днищу, как и во многих нынешних электромобилях (даже у крохотного Fiat 500e), размещены блоки с ячейками высоковольтной батареи.
В буклетах Denza EV сообщается: «машина произведена в Китае и для Китая». Действительно, вряд ли на каком другом рынке пригодится «электричка», оснащённая литий-феррум-фосфатной АКБ, не имеющей системы жидкостной терморегуляции и пригодной только для хорошей погоды. Этот тип батареи как раз и распространился в КНР. В США и Японии ещё 20 лет назад проводили эксперименты с никель-металлогидридными АКБ, обдуваемыми воздухом, но в итоге практически полностью переключились на литий-ионные. Даже в благословенной Калифорнии с её круглогодичными +25оС в своё время свернули производство феррум-фосфатных АКБ. Последней стала фирма A123Systems выпустившая прощальный релиз три года назад. После этого её калифорнийское предприятие переключилось на иную продукцию, а «фосфатная» линия переехала в Китай.
К слову, создателей электрической Lada Vesta EV, которую так и не привезли на ММАС-2016, совершенно не смущают потребительские качества литий-феррум-фосфатных батарей АКБ. Vesta EV спроектирована на агрегатной базе Lada ElLada EV, где как раз и ставили LiFePO4-батарею. Между тем, немцы для своих будущих электромобилей, будут использовать литий-ионные АКБ, причём собственной сборки, на базе ячеек южнокорейской фирмы SK. (На выпускаемый ныне Mercedes-Benz В-klasse EV идёт блок производства Tesla с ячейками Panasonic).
Интересно, что проект «Даймлера» и BYD оказался успешнее альянса Nissan-Dongfeng, которые тоже придумали совместную марку Venucia – под ней в частности продают перелицованный Nissan Leaf. Если в первый неполный год выпуска реализовано всего три сотни Denza EV, то в 2015 – уже 2888, притом, что Venucia E30 нашла только 1273 китайских покупателя. А вот BYD e6, обновлённый в прошлом году, разошёлся тиражом в 7029 машин и, хотя и занял шестое место, фактически стал лидером сегмента, ведь лучше него идут только «электрички» с ценой в два-три раза ниже.
В Китае, равно как и в США, и государство и местные власти дают скидку при покупке электромобиля, кроме того, можно сэкономить и на налогах. Так, житель Пекина за новенькую Denza EV заплатит 305 800 юаней (46 тыс. долларов США), вместо 415 800 номинальных юаней (62,6 тыс. долларов). Venucia E30 стоит даже немного дешевле, но идёт хуже. Недовольный результатами прошлогодних продаж, топ-менеджер концерна Renault-Nissan Карлос Гон заявил ещё зимой, что фирма предложит автомобиль с меньшей ценой и выпуск перелицованного Leaf в Китае стал ошибкой.
Между тем, если не в нынешнем, то в следующем году продажи Denza EV могут только возрасти, ведь на рынок вышла модернизированная версия с высоковольтной батареей увеличенной (с 47,5 кВт-ч до 62) ёмкости. Это позволило улучшить и главный потребительский параметр электромобилей – запас хода. У прежней версии он составлял от 250 до 300 км, у нынешней по циклу NEDC 352 км, а вот если ехать со стационарной скоростью 60 км/ч, можно протянуть и 473 км, то есть, в среднем при умеренной городской езде, когда эффективно работают механизмы рекуперации, можно ожидать 400 км. Прежде на китайском рынке (если не считать недавно пришедшую Tesla) только один автомобиль показывал пробег на одной зарядке в 400 км – речь всё о том же BYD e6.
Интересно, что BYD e6 и Denza EV – прямые конкуренты. Это машины одного типа – вэны (или хэтчбеки повышенной вместимости), с близкой компоновкой салона и колёсной базой, которая у BYD e6 составляет 2830 мм. Однако весит e6 почти на полтонны больше – 2420 кг, из которых 700 кг приходится на высоковольтную АКБ в 82 кВт-ч. В общем, теперь китайцам надо догонять своих партнёров…
Текст: Сергей Арбузов