В 2002 году Маск захотел на Марс и создал SpaceX. В характерной для себя манере Маск постоянно отодвигает сроки заветной экспедиции к Красной планете – нечто похожее можно наблюдать и на примере автомобильных проектов Tesla. Тем не менее его «космическая» бизнес-модель куда устойчивее «земной», хотя, казалось бы, ракета и машина несопоставимы по сложности изготовления.
Между тем и для ракет, и для автомобилей Илона Маска характерна относительно невысокая надежность. Ракета его, как известно, взлетела только с четвертого раза, и хотя с тех пор аварий стало меньше, 2014 год оказался последним безаварийным. Первый же январский запуск 2015 года хотя и был успешным – груз NASA вывели на орбиту – но окончился неудачным приземлением первой ступени Falcon 9 на плавучую платформу: за минуту до расчетного возвращения произошла утечка жидкости из исполнительных механизмов управления стабилизаторами, что и привело к крушению. Похожая история повторилась в апреле, а в июне после успешного старта и выработки топлива в первой ступени произошел взрыв из-за утечки гелия во второй ступени. Были потеряны и груз, и многоразовый космический корабль Dragon – гордость Маска, хотя, сработай парашюты в штатном режиме, его удалось бы спасти. Интересно, что заказчиком всех трех миссий выступило NASA, а остальные четыре миссии, одну из которых оплатило Туркменское космическое агентство – есть и такое! – обошлись без сбоев.
Любит счет
Несмотря на все технические проблемы, которые обходятся страховщикам в кругленькие суммы, компания Илона Маска рассматривается как главная альтернатива основному космическому холдингу United Launch Alliance (ULA), которым в равных долях владеют Boieng и Lockheed Martin. ULA настолько закостенел от бесконечного потока государственных заказов, что не только не считает нужным конкурировать на рынке коммерческих запусков, который из-за этого американцы без боя уступили России, Европе и Китаю, но и опустился до использования российского двигателя РД-180 в первой ступени своего ракетоносителя Athlas V. У Маска и цены ниже, и за международный авторитет США он борется за свой счет. При этом, несмотря на небольшое количество «государственных» запусков, более чем на 70% доход SpaceX формируют поступления из бюджета США.Когда в начале года Маск вошел в президентский совет при Трампе, многие из заказчиков Tesla Model 3, которая еще только должна встать на конвейер, отказались от покупки, потребовав от Tesla вернуть им первый взнос в $1000. Волна негатива была настолько сильной, что Маск был вынужден объясняться через свой твиттер, но этими пространными объяснениями поклонники Tesla удовлетворены не были. Впрочем, ничего неестественного здесь нет, ведь Трамп для покупателей электромобилей Tesla – всего лишь президент, а для Илона Маска – ключевой деловой партнер. Спустя несколько месяцев, уже в конце мая Маск доказал, что он – прагматик до мозга костей: после того как Трамп вывел США из Парижских соглашений по климату, Маск покинул совет! Только не думайте, что это сильно повлияет на отношения "бизнес-политика" и "политического бизнесмена".
Кстати, Трамп еще 10 лет назад вложил деньги в предприятие Маска – только не в SpaceX, а в Tesla. Трамп купил один из 2450 электромобилей Roadster, спроектированных на базе Lotus Elise. Сегодня, став президентом США, Трамп заявляет о желании отменить федеральную скидку на покупку электромобиля, составляющую 7500 долларов. Еще бы, ведь если Илон Маск выполнит обещание и каждый год начнет изготавливать по 500 000 электромобилей, бюджет может не выдержать: каждые 100 000 проданных Маском машин обойдутся государству в 750 млн долларов. Если же взять нынешнюю пропорцию продаж Tesla в США и за рубежом, можно предположить, что каждый год американцы будут покупать как минимум по 400 000 электромобилей Маска, на что из бюджета будет уходить $3 млрд.
Теперь посмотрим, сколько Маск просит за доставку груза в безвоздушное пространство. Вывод на далекую геостационарную орбиту (35-40 тыс. км от Земли) 5,5 тонны груза кораблями SpaceX обойдется в $62 млн (Falcon 9), а за восемь тонн – $90 млн (Falcon Heavy). За эти же деньги Маск доставит на низкую околоземную орбиту, к примеру, до МКС, которая болтается на высоте всего 400 км, 22,8 и 54,4 тонны соответственно! В перспективе указанные суммы можно будет потратить на доставку 4 и 13,6 тонны полезного груза на Марс. Завершая тему космических денег, отметим, что весь бюджет NASA на 2017 год составляет $19,5 млрд, правда, на момент выхода номера Трамп не подписал эти расходы – может и обрезать!
На земле как в космосе!
Среди идей Илона Маска – Hyperloop. Это новый тип транспорта, представляющий трубу с откачанным воздухом, по которой под воздействием электромагнитного импульса перемещается капсула с пассажирами. Скорость капсулы будет доситгать 1000 км/ч. В настоящее время несколько стран, в том числе и США, возводят испытательные участки. 1 км «Гиперлупа» с двумя трубами – для встречных направлений – обойдется примерно в $20 млн, что в 10 раз меньше, чем дорога Адлер – Красная поляна, выстроенная к Олимпиаде в Сочи!
Дела земные
Самое время бросить взор на земные проблемы Илона Маска, ведь весьма вероятная отмена электрических льгот далеко не главная из них. На земле Маск пока не достиг требуемой надежности и вынужден часто объявлять отзывные кампании. В большинстве случаев речь идет о мелочевке: дверь закрывается неплотно и водитель во время движения вынужден держать ее рукой; при резком торможении на кроссовере Model X складываются спинки третьего ряда сидений; барахлят датчики парковки; плохо срабатывают преднатяжители ремней безопасности на Model S и т.д. и т.п. Большей частью из-за этой ерунды в 2015 году по оценкам Reuters Илон Маск потратил $1043 доллара на гарантийное обслуживание одного своего электромобиля. Для сравнения: «гарантийные» затраты GM и Ford на одну машину составили $400 и $429, а премиального Daimler – $970. Отсюда вопрос: хватит ли Маску денег на гарантию при значительно больших объемах выпуска?Еще одна проблема Tesla – отсутствие дилерской сети. Сейчас Маск продает машины так же, как и Apple телефоны, – через собственную торговую сеть. Однако скептики разумно замечают, что еще ни одна крупная автомобильная компания в мире не обошлась без дилеров – массовая продажа машин собственными силами просто-напросто нерентабельна. Как только вырастут объемы производства, понадобится сеть продавцов, с большими площадями под автосервисы, «буферными» стоянками, обслуживающим персоналом. После этого цена машины неминуемо увеличится минимум на 10%. Наряду с отменой федеральной скидки, в первую очередь это ударит по проекту Model 3, базовая цена которой $35 000. Кстати, в каждом штате Маск сталкивается с сопротивлением местной ассоциации автомобильных дилеров – где-то выигрывает суды, тут же получая новые иски, а где-то, как в Мичигане, не выиграет никогда. Здесь, как и во многих других штатах, Маск открывает «демонстрационные залы»: посмотреть можно, купить – нельзя.
Высокая себестоимость единицы емкости высоковольтной АКБ – еще одна существенная проблема. Хотя за последние шесть лет цена 1 кВт-ч уменьшилась на 80% – до 160-190 долларов, темпы снижения резко сократились. Между тем, чтобы сделать электромобиль конкурентоспособным, себестоимость 1 кВт-ч должна составлять 70-100 долларов. В начале 2016 года Маск заявил, что опустился «ниже 190 долларов». Спустя несколько месяцев Tesla совместно с Panasonic открыла в Неваде Gigafactory, получив от властей штата $1,3 млрд помощи: часть «живыми» деньгами, часть – целевыми налоговыми кредитами. Гигафабрика призвана не только обеспечить будущие модели Tesla необходимым количеством батарей и начать зарабатывать на сторонних заказах, но и уменьшить стоимость 1 кВт-ч до 100 долларов. С запуском Гигафабрики Маск взял курс на $124 за 1 кВт-ч. Что касается рубежа в $100, Маск не надеется достигнуть его раньше 2020 года.
Свет в конце полета
На первый взгляд проблемы труднопреодолимые, однако выход есть. В прошлом году Маск уговорил акционеров Tesla выделить $3 млрд на выкуп компании SolarCity – ведущего поставщика электроэнергии в дома Калифорнии. Энергия добывается солнечными аккумуляторами, которые планируется опционально размещать и на крыше Model 3. Сам Маск пожертвовал ради покупки своими 22% акций SolarCity и даже уломал двух основателей компании на уменьшение их годовой зарплаты с $275 000 до 1 доллара! Правда, основатели SolarCity – двоюродные братья Маска: переговоры не были трудными.
Полет вокруг Луны
Подготовка к экспедиции ведется Илоном Маском в сотрудничестве с NASA. Двое коммерческих пассажиров должны внести предоплату. Как утверждает американская пресса, счастливчики уже оплатили счет и начали подготовку – полет состоится на корабле Dragon 2 в конце 2018 года. Туристов будут сопровождать двое профессиональных астронавтов. На орбиту Dragon 2 выведет корабль Falcon Heavy. Интересно, что во время полета туристы не будут плавать в невесомости – они будут пристегнуты к креслам ремнями безопасности.
Между тем Tesla может сгореть в плотных слоях земной конкурентной атмосферы – ведущие мировые автопроизводители уже сегодня предлагают на рынке США электромобили по характеристикам сходные с будущей Model 3. И в отличие от Маска они могут дотировать такие проекты сколь угодно долго.