25 Апреля 2019, 16:12

Прожект Нью-Васюков меркнет рядом с планами, озвученными на днях Илоном Маском: миллион беспилотных электромобилей Tesla под зонтиком каршеринговой компании уже к середине 2020 г.! Впрочем, для соблазнения потенциальных инвесторов все средства хороши, особенно когда твой автомобильный проект, Tesla, на грани банкротства. Ирония заключается в том, что Маск годом ранее списывал неудачи с запуском многотиражной Model 3 на чрезмерную автоматизацию сборочной линии электромобиля, которая привела к «производственному аду». Теперь к нему Маск, похоже, собрался добавить ад дорожный. Иного не дано.

Уже появились первые жертвы беспилотников (AV), раскатывающих в тестовом режиме по дорогам общего пользования. И видимо, недаром Waymo, подразделение Google, считающееся лидером в области разработки систем автономного вождения, тестирует свои AV исключительно с водителем-испытателем на случай ЧП.

Ли ШуфуЛи Шуфу,
глава холдинга Geely, в который входит компания Volvo Cars:

«Один инцидент может погубить всю индустрию... Мы должны продвигаться осторожно. Если не гарантирована безопасность, беспилотные автомобили не должны появиться на дорогах»

Даже куда более простые ассистирующие водителю устройства далеки от совершенства. Об этом прямо свидетельствуют результаты тестов систем автоматического торможения при угрозе столкновения и удержания автомобиля по центру полосы, проведенных EuroNCAP в тепличных условиях прошлой осенью. В десятке испытуемых с громкими именами Tesla Model S с комплексом систем безопасности под претенциозным названием Autopilot показала лучший результат, но и ей не удалось справиться с двумя типовыми ситуациями: вашу машину подрезают, или «буксир», к которому «привязался» адаптивный круиз-контроль, резко перестраивается, чтобы объехать преграду.



Но в Tesla, похоже, всерьез уверовали в непогрешимость своего комплекса систем автономного вождения. В ситуации, когда водитель Model S пытался уклониться от преграды, ему приходилось буквально пересиливать систему удержания автомобиля по центру полосы! Вывод EuroNCAP однозначен: «Ни один имеющийся сегодня на рынке автомобиль не может быть признан автопилотируемым». И это лишь один, чисто технический аспект проблемы.

А как быть со взаимодействием AV и тех же пешеходов? На Франкфуртском автосалоне’2013 Дитер Цетше, глава концерна Daimler, развеселил собравшихся на стенде Mercedes-Benz историей, приключившейся во время первых испытаний беспилотного S-Class по дорогам Германии. В одном из городков собравшийся ступить на «зебру» пешеход решил пропустить тестовый автомобиль и сильно разозлился, когда «водитель» не отреагировал на его приглашающие проехать жесты. С тех пор что-то изменилось?



И как далеко продвинулись разработчики беспилотников и законодатели в вопросе, кем жертвовать в случае аварийной ситуации с участием AV – его пассажирами или, скажем, переходящим дорогу ребенком? В качестве критерия выбора некоторые предлагают – в шутку? – количество лайков в соцсетях... Доктор Эшли Нуньес, доктор в области инженерной психологии Университета штата Иллинойс, в рамках недавно прошедших в Нью-Йорке дебатов по теме «Да здравствует беспилотный автомобиль!» указал и на такую проблему. По словам Нуньеса, снижение смертности на дорогах США в последние 20-30 лет произошло за счет обеспеченных американцев, имеющих возможность приобрести автомобили с наиболее совершенными системами безопасности. Напротив, число погибших среди водителей с невысокими доходами возросло. Потенциально именно их жизни могли бы сохранить технологии автономного вождения, когда они будут отработаны, но проблема заключается в том, что эта категория водителей не сможет позволить себе приобрести AV. Как утверждает Нуньес, плата за постоянное передвижение на роботакси окажется втрое выше стоимости владения подержанным обычным авто.

И так ли беспочвенны опасения тех, кто указывает на возможность перехвата управления AV хакерами и получения угонщиками доступа к персональным данным владельца беспилотника? Но самый главный вопрос все же, действительно ли люди пресытились удовольствием от управления автомобилем. Опубликованные в декабре 2017 г. результаты исследования, проведенного Mazda в 11 европейских странах, красноречивы. Две трети из более чем 11 000 опрошенных водителей заявили, что и в случае массового распространения беспилотников они хотели бы продолжать рулить. Причем число сторонников перехода на AV среди молодежи оказалось даже ниже, чем в более старших возрастных группах! В качестве обоснования своего выбора в пользу традиционных авто опрошенные часто указывали, что управление автомобилем является «продолжением их личности». Почти четверть респондентов предпочла бы вождение автомобиля выпивке в баре, а более трети – компьютерным играм и занятиям спортом. Да что там! В Италии и Великобритании 9% опрошенных поставили удовольствие от драйва выше сексуальных утех... А в ходе недавнего опроса, проведенного компанией Continental, более трети респондентов не смогли назвать ни одного преимущества беспилотников.



Близорукие! Вот консалтинговая компания McKensey еще в 2017 г. разглядела блестящие перспективы AV. Благодаря им, как утверждается, аварийность в США лет через 15 сократится на 90%, а значительное число людей переселится за город, поскольку беспилотники позволят легко добираться до места работы. Получается, AV будут и новые трассы прокладывать? Позитивный эффект от массового распространения AV McKensey видит и в том, что беспилотники дадут возможность людям работать и при передвижении, что поднимет производительность труда на 12-20%. Кроме того обходящиеся без простоев AV помогут только в США высвободить 20 млрд. м2, занятых сегодня паркингами. А есть еще и АЗС... Эти площади, как сказано в отчете, будут использоваться для более важных целей.

Вот это уже теплее. В смысле, яснее причины запуска мощной пропагандистской волны в пользу AV. Время покажет, прав ли Илон Маск, утверждая, что через три года управление личным автомобилем станет таким же анахронизмом, как владение лошадью...

Читайте также:
Интервью | Илон Маск: Сделай сам