Уже появились первые жертвы беспилотников (AV), раскатывающих в тестовом режиме по дорогам общего пользования. И видимо, недаром Waymo, подразделение Google, считающееся лидером в области разработки систем автономного вождения, тестирует свои AV исключительно с водителем-испытателем на случай ЧП.
Ли Шуфу,
глава холдинга Geely, в который входит компания Volvo Cars:
глава холдинга Geely, в который входит компания Volvo Cars:
«Один инцидент может погубить всю индустрию... Мы должны продвигаться осторожно. Если не гарантирована безопасность, беспилотные автомобили не должны появиться на дорогах»
Но в Tesla, похоже, всерьез уверовали в непогрешимость своего комплекса систем автономного вождения. В ситуации, когда водитель Model S пытался уклониться от преграды, ему приходилось буквально пересиливать систему удержания автомобиля по центру полосы! Вывод EuroNCAP однозначен: «Ни один имеющийся сегодня на рынке автомобиль не может быть признан автопилотируемым». И это лишь один, чисто технический аспект проблемы.
А как быть со взаимодействием AV и тех же пешеходов? На Франкфуртском автосалоне’2013 Дитер Цетше, глава концерна Daimler, развеселил собравшихся на стенде Mercedes-Benz историей, приключившейся во время первых испытаний беспилотного S-Class по дорогам Германии. В одном из городков собравшийся ступить на «зебру» пешеход решил пропустить тестовый автомобиль и сильно разозлился, когда «водитель» не отреагировал на его приглашающие проехать жесты. С тех пор что-то изменилось?
И как далеко продвинулись разработчики беспилотников и законодатели в вопросе, кем жертвовать в случае аварийной ситуации с участием AV – его пассажирами или, скажем, переходящим дорогу ребенком? В качестве критерия выбора некоторые предлагают – в шутку? – количество лайков в соцсетях... Доктор Эшли Нуньес, доктор в области инженерной психологии Университета штата Иллинойс, в рамках недавно прошедших в Нью-Йорке дебатов по теме «Да здравствует беспилотный автомобиль!» указал и на такую проблему. По словам Нуньеса, снижение смертности на дорогах США в последние 20-30 лет произошло за счет обеспеченных американцев, имеющих возможность приобрести автомобили с наиболее совершенными системами безопасности. Напротив, число погибших среди водителей с невысокими доходами возросло. Потенциально именно их жизни могли бы сохранить технологии автономного вождения, когда они будут отработаны, но проблема заключается в том, что эта категория водителей не сможет позволить себе приобрести AV. Как утверждает Нуньес, плата за постоянное передвижение на роботакси окажется втрое выше стоимости владения подержанным обычным авто.
И так ли беспочвенны опасения тех, кто указывает на возможность перехвата управления AV хакерами и получения угонщиками доступа к персональным данным владельца беспилотника? Но самый главный вопрос все же, действительно ли люди пресытились удовольствием от управления автомобилем. Опубликованные в декабре 2017 г. результаты исследования, проведенного Mazda в 11 европейских странах, красноречивы. Две трети из более чем 11 000 опрошенных водителей заявили, что и в случае массового распространения беспилотников они хотели бы продолжать рулить. Причем число сторонников перехода на AV среди молодежи оказалось даже ниже, чем в более старших возрастных группах! В качестве обоснования своего выбора в пользу традиционных авто опрошенные часто указывали, что управление автомобилем является «продолжением их личности». Почти четверть респондентов предпочла бы вождение автомобиля выпивке в баре, а более трети – компьютерным играм и занятиям спортом. Да что там! В Италии и Великобритании 9% опрошенных поставили удовольствие от драйва выше сексуальных утех... А в ходе недавнего опроса, проведенного компанией Continental, более трети респондентов не смогли назвать ни одного преимущества беспилотников.
Близорукие! Вот консалтинговая компания McKensey еще в 2017 г. разглядела блестящие перспективы AV. Благодаря им, как утверждается, аварийность в США лет через 15 сократится на 90%, а значительное число людей переселится за город, поскольку беспилотники позволят легко добираться до места работы. Получается, AV будут и новые трассы прокладывать? Позитивный эффект от массового распространения AV McKensey видит и в том, что беспилотники дадут возможность людям работать и при передвижении, что поднимет производительность труда на 12-20%. Кроме того обходящиеся без простоев AV помогут только в США высвободить 20 млрд. м2, занятых сегодня паркингами. А есть еще и АЗС... Эти площади, как сказано в отчете, будут использоваться для более важных целей.
Вот это уже теплее. В смысле, яснее причины запуска мощной пропагандистской волны в пользу AV. Время покажет, прав ли Илон Маск, утверждая, что через три года управление личным автомобилем станет таким же анахронизмом, как владение лошадью...