22 Января 2015, 14:34

Пока гром не грянет, мужик, как известно, не перекрестится. Но вот гром грянул – рубль рухнул, цены выросли, и многим из нас пришлось срочно пересматривать планы на грядущий отпуск. Впрочем, может, оно и к лучшему? Если заграница внезапно стала неподъемно дорогой, то не махнуть ли нам в путешествие по России? К примеру, в Хибины.

0 км
Общая протяженность маршрута
  • Город Москва
  • Хибины
Мы едем… Едем? Едем!

Саша и Маша – обыкновенная московская молодая семья. Оба любят путешествия и горные лыжи, оба неплохо зарабатывают, но, как и многие, сейчас озабочены вопросом – как в условиях очередного в нашей стране кризиса провести свой зимний отпуск? Маша – прагматик до мозга костей, Саша – наоборот, романтик. Однако по поводу очередного отпуска их мнения неожиданно сошлись. «Всю жизнь мечтал увидеть Хибины, легендарную землю гипербореев, подняться на одну из вершин самой древней горной системы мира», - сказал Саша, начитавшись умных книг. «После того как курсы доллара и евро выросли, Куршавель и прочие Альпы с Пиренеями нам просто не по карману, - согласилась с ним Маша. – Да и хватит нам, россиянам, уже кормить европейцев! Пора осваивать родные просторы!»



Узнав о столь грандиозных планах, к нашим героям в последний момент присоединились их друзья: Петя, хотя никогда самостоятельно не поднимался в небо за штурвалом винтокрылой машины, зато недавно приобрел квадрокоптер со встроенной видеокамерой и планировал снять в Хибинах потрясающий фильм. Вася всерьез увлекается искусством фотографии и его подруга Вера всецело разделяет его страсть, сопровождая его везде и всегда. Николай – экстремал во всем, даже кока-колу он пьет только в сгущенном виде, предварительно выморозив ее на 20-градусном морозе, за что и получил свое прозвище. В связи с поездкой он был временно переименован в Кола-Колю, так как Хибины находятся на знаменитой трассе «Кола», которая пересекает весь Кольский полуостров.



Один путь, две дороги

Половину пути до Хибин с недавних пор появилась возможность преодолеть по разному. И наши молодожены предпочли поберечь свои силы, а также и свой новый Subaru Forester, купив билеты на поезд «Москва-Петрозаводск» и загрузив «Форестер» в специальный грузовой вагон за несколько часов до отправления поезда. Билет на перевозку машины стоил чуть дороже обычного купейного – семь тысяч против пяти, то есть за билеты всего заплатили 17 000.

_RJD_1.jpg

По железной дороге – на собственном авто

РЖД предлагает услугу по перевозке автомобиля в поезде в специализированном вагоне-автомобилевозе на маршрутах: № 102/101 Москва – Адлер № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер № 31/32 «Лев Толстой» Москва – Хельсинки № 30/29 Москва - Санкт - Петербург № 17/18 Москва – Петрозаводск № 10/9 Москва - Псков № 109/110 Санкт-Петербург – Астрахань № 85/86 Москва – Астрахань ( в составе поезда Москва – Махачкала) Автомобилевоз сопровождается проводниками, которые осуществляют погрузку/выгрузку, оформляют опись транспортного средства, присутствуют совместно с пассажиром при прохождении таможенного контроля и обеспечивают сохранность в пути следования. В Москве и Санкт-Петербурге предоставляется дополнительная бесплатная услуга трансфера от места погрузки/получения автомобилей от/до вокзалов. Заявку на перевозку автомобиля можно оформить на сайте РЖД

Отлично выспавшись и отдохнув за 12 часов пути, утром ребята высадились в Петрозаводске – столице сказочно красивого Карельского края, откуда до Хибин теперь только одна автодорога. Хибины находятся на знаменитой трассе Р-21 «Кола», которая берет начало в Санкт-Петербурге и пересекает весь Кольский полуостров, уходя после Мурманска в Норвегию.

AA_141128_Finland_0239.jpg

Главная достопримечательность города – набережная Петрозаводской губы Онежского озера – Онеги, как ласково называют ее местные жители. Величавое и кристально прозрачное озеро – второе по величине  в Европе. А вдоль набережной расположены необычные скульптуры – подарки Петрозаводску городов-побратимов. Рига, к примеру, презентовала огромный металлический кошелек. Кто о чем, а голый о бане…

1_.jpg

Скульптура на Онежской набережной

подарок Петрозаводску из США, сделанный в далеком 1991 году. « Рыбаки» Рафаэля Консуэгра сообща закидывают сеть. Сбылись ли романтические надежды на равноправное сотрудничество – судить нам, потомкам


AA_141129_Finland_0464.jpg
 
Компания друзей - экстремалов, рванувшая из Москвы на комфортабельном «доме на колесах» Volkswagen Multivan PanAmericano одновременно с нашими героями, въехала в Петрозаводск тем же утром, как раз ко времени выгрузки «Форестера», для чего им пришлось гнать практически без остановок, по очереди сменяясь на водительском месте. Кстати, в «Мультивэне» это можно делать, не выходя наружу. Но главное – за весь путь потребовалась всего одна дозаправка – дизельного топлива «Танеко» 2,5-литровый движок на 100 км. Таким образом, на этом участке пути четверо друзей потратили денег в 5 раз меньше, при этом некоторые умудрились и поспать, разложив сиденья в салоне.
 
AA_141202_Finland_0830.jpg
 
И все же больше всех чудес карельской природы и петрозаводской архитектуры наших путешественников покорило полное отсутствие автомобильных пробок. До самых Хибин и обратно заядлый драйвер Коля-Кола рулил без малейших помех, и только один-единственный светофор за все это время ему не удалось проехать с первого раза. «Ради одного такого драйва стоило отправится на Север!» - к месту и не к месту твердил он друзьям, и Колино лицо озарялось мечтательно-радостной улыбкой.


 
Но есть и проблема – камеры, которых от Петрозаводска до Хибин несметное количество, а предупреждающие знаки при  этом встречаются далеко не всегда. Особенно строг скоростной режим в Мурманской области. Поэтому-то, несмотря на изумительное качество дорожного покрытия и относительно несложный профиль дороги местные водители едут едва-едва. Скажете, скучно? Зато безопасно: за весь 800-километровый пот от Петрозаводска до Хибин северная наша компания не увидела ни одного разбитого автомобиля.

У самого белого моря.
 
Остановку на ночь путешественники сделали в Кеми – небольшом городе у побережья Белого моря. Вообще-то среди москвичей и местных жителей этот город известен в первую очередь как отправная точка путешествия на Соловецкие острова – в край Загадочных пророчеств русской души, которые, по мнению верующих людей, имеют обыкновение сбываться с поразительной точностью. На берегу моря – живописные часовни и причал, откуда летом паломники и отправляются на Соловки.



Но изобретательная на выдумки жизнь подкинула нашим путешественникам совсем другой сюжет. Едва Коля-Коля свернул с Пролетарского проспекта Кеми на дорогу к морю, как на встречке он увидел необычное транспортное средство на огромных колесах, уже много лет в Кеми работает настоящий автомобильный завод, который выпускает уникальные машины, способные ехать не только по морю и болоту, но и по тонкому льду – причем, если даже и провалишься, то удержишься на плаву.



В Кеми работает автомобильный завод, который выпускает уникальные машины, способные ехать не только по морю и болоту, ни и по тонкому льду – если и провалишься, то удержишься на плаву. Главный инженер завода, изобретатель вездеходов, развивающих на шоссе скорость 50 км/ч, - «дядя Валя» Кошелев – создал более 20 разных уникальных машин.

Лыжи вместо Апатитов
 
«Саша, смотри, это горы!» - кричит в восторге Маша. Романтичный Саша неохотно соглашается с ней: да, после бесконечных карельских и мурманских холмов то, что они видят вокруг, наконец-то можно назвать горами без всякой натяжки.


Хибины – это настоящие горы, вершины, перевалы и долины, подкупающие особой, ни на что не похожей красотой. « Может быть, Альпы и круче, но Зато Хибины – это наше, родное», - задумчива сказала Маша Саше, когда незаметно пролетела неделя, и настало время возвращаться назад

Мекка Экстрима
 
В окружении могучих скалистых склонов, как россыпь драгоценных камней, светится ночными огнями Кировск.



Появившийся в результате строительства рудника и обогатительной фабрики Хибиногорск получил свое современное имя в 1934 году. Тогда же началось и бурное развитие в городе горнолыжного спорта. Не верите в «бурное развитие»? Ну и зря – с 1937 годя здесь проводятся всесоюзные, а позднее и всероссийские соревнования, а также чемпионаты Европы. В последние годы промышленное развитие Кировска по ряду причин замедлилось, на комбинате начались сокращения, и власти города и области решили сделать ставку на развитие горнолыжного спорта. Главный проект – Большой Вудъявр, или Биг Вуд, как называют его фанаты. Это самый высокогорный комплекс на северо-западе страны, оснащенный современными подъемниками. В него входят 19 км трасс ( 7 освещенных трасс) и 18 горнолыжных маршрутов, именно сюда и стремились Саша и Маша.


 
Конечно, с точки зрения искушенного человека, Большой Вудъявр – не самое благоустроенное место на планете для катания. Но фанатики экстрима от этого места в восторге – приличный, порядка 600 с лишним метров, перепад высот, крутые склоны для фрирайдеров, дикая природа, потрясающий вид на Кольский полуостров, который открывается с вершины, откуда начинается спуск. Да и вечером есть чем заняться.



Внизу, в нескольких минутах езды, эффектно построенные на склонах гор Кировск и Апатиты – крупные по северным меркам города, где есть и дворцы культуры, и крупные рестораны, и ночные клубы. Развлекательный комплекс Большого Вудъявра, к примеру, включает гостиницы «Северная» и «Тирвас», базу отдых «Лесная» и развлекательный центр в Кировске. Но главное – это настоящие горы, вершины, перевалы и долины, подкупающие особой, ни на что не похожей красотой. «Может быть, Альпы и круче, но зато Хибины – это наше, родное», - задумчиво сказала Маша Саше, когда незаметно пролетела неделя, и настало время возвращаться назад. А Саша рассказал Маше о сейдах «танцующих» камнях, священных для местных жителей. По преданию, легендарные гиперборейцы уходили из жизни по одной – единственной причине – от пресыщения этой самой жизнью. Испробовав все наслаждения, они бросались в море. Но были и другие, пожелавшие жить вечно и превратившиеся в камни. С тех пор и по сей день они стоят на посту, живые каменные стражи легендарной страны, и хранят тайну вечной жизни, молодости и счастья для новых, более совершенных людей, которые когда-нибудь обязательно появятся на нашей планете.


   
МВД проводит в Хибинах целую пропагандистскую компанию, направленную против любителей покататься на лыжах или санках, прицепившись к автомобилю на тросе. В Хибинах «зацеперство» существует у местных от бедности – на подъемник денег нет, поэтому на тросе, прицепленном к УАЗику, отрабатываются первые навыки катания на горных лыжах

Что по чем в Хибинах?

jazz.jpg

Цены на подъемник

Горнолыжного комплекса «Большой Вудьявр» южный склон:
4 часа – 800 руб. взрослый; 650 руб. – до 12 и от 60 лет; до 5 лет - бесплатно.
Дневной, соответственно, 1200 и 950 руб.
Сезонный - 25 000руб.

Прокат 5 часов: лыжи - 390руб. ботинки – 390 руб., палки – 140 руб.

jazz.jpg

Меню кафе на южном склоне

Оливье – 130 руб.
Солянка – 130 руб.
Палтус жареный – 220 руб.
Сэндвич с семгой – 150 руб.
Эспрессо – 90руб.
Глинтвейн – 150 руб.
Морс – 40 руб.
Отбивная из свинины – 220 руб.
чай – 45 руб.

_Basa_Lesnaya_1_.jpg

Коттедж базы «Лесная»

На четверых человек – 7000 руб. будни 9000 руб. - выходные* *- предложение не является офертой

_Hotel_2_.jpg

Гостиница «Тирвас»

Стандарт двухместный – 2500 руб., люкс – 5500 руб. Комфорт улучшенный двухместный – 3500 руб.* *- предложение не является офертой

_Kirovsk_3_.jpg

Гостиница «Северная»

Одноместный номер – 3000 руб.* *- предложение не является офертой


Наш лесничий – Subaru Forester 

 


«Лесник» в нашей северной экспедиции стал своеобразной машиной разведки, на которой изучаются местность, проходимость дорог и глубина снега до подъезда основных сил. И для подобной роли изменения, полученные четвертой версией «Форестера», оказались весьма кстати. Увеличенный до 220 мм дорожный просвет позволяет смело преодолевать любые дорожные неожиданности. Геометрия нового кузова также на высоте: посадить «Лесничего» на брюхо мы так ни разу и не сумели. В самых безнадежных случаях, когда машина буксовала и почти останавливалась, включаешь систему для движения по плохи дорогам, и после небольшой раскачки машина выкарабкивалась из самых изощренных ловушек. Можно сказать, что «Форестер» третьего поколения из рядового лесника превратился в настоящего лесничего – повелителя заснеженных дорог и девственной целины. Естественно, что рост клиренса на 55(!) мм не мог не повлиять на устойчивость автомобиля на высоких скоростях, в то же время такие конструктивные особенности «Субару», как оппозитный двигатель и симметричный постоянно подключенный полный привод, придают автомобилю дополнительную устойчивость. Общий расход по бортовому компьютеру 2,5 – литрового 171-сильноо бензинового мотора составил 12,6 л на 100 км, но при размеренном движении по трассе со скоростью около 90 км/ч расход снижается лишь до 10 л. Как универсальный автомобиль для путешествий «Лесничий» показал себя с самой лучшей стороны. Динамики с избытком хватает, чтобы лидировать в дорожном потоке в городе и на трассе, а за пределами асфальта вне зависимости от состояния дорожного полотна у вас появляется возможность наслаждаться драйвом в сочетании с высоким комфортом и хорошей шумоизоляцией.

Наш спасательный круг – шины “Toyo”

Когда автомобиль застрял в снегу, многое, если не все, зависит уже не от марки авто, а от покрышек.
Хорошо, что наш «Форестер»  был обут в очень популярную японскую резину марки Toyo, на сей раз новой модели – OBSERVE G3-ICE. Разрабатывали эти покрышки для оптимального сцепления и торможения на льду и на снегу, а их изюминка – сочетание усовершенствованной технологии шипования с уникальной технологией Toyo Microbit, которую Toyo традиционно использует для нешипованных  шин.


 
Сочетание традиционных шипов с натуральными микрошипами, в которых в составе резиновой смеси протектора  используются частицы скорлупы грецкого ореха,  гарантирует  повышенные характеристики сцепления и торможения в самых суровых зимних условиях. Помимо надежного сцепления на снегу и на льду, шина OBSERVE G3-ICE обеспечивает комфортную езду.

На практике изложенные выше рекламные заявления во многом оправдались.  «Лесничий» на шинах Toyo и в самом деле легко выбирался из снега и демонстрировал прекрасную плавность хода на асфальте. В то же время обладатели этих покрышек должны учитывать, что она не обладает  ярко выраженным внедорожным рельефом, протектор забивается снегом, поэтому на асфальте, покрытом небольшим слоем снега, в поворотах следует соблюдать осторожность.

В целом  Toyo хорошо показали себя как универсальные зимние покрышки для универсального автомобиля повышенной проходимости. В целом  эта пара обеспечивала успешный динамичный старт даже на рыхлом снегу в горку, маневренность автомобиля зимой при соблюдении указанных выше особенностей практически ничем не отличается от управления на сухом асфальте.

Наш отель и кафе на колесах – Volkswagen Multivan



Идеальный автомобиль для путешествий, котором самый дальний путь 5-7 человек смогут преодолеть с комфортом, а главное – в веселой и дружной компании. Главный козырь «Мультивена» - просторный салон, варианты трансформации которого – от спальных мест и мини-кафе на колесах до совершенно пустого грузового отсека, где при необходимости можно припарковать снегоход или мотоцикл. Для любителей экстримльного отдыха лучше подойдет вариант с полным приводом, позволяющий преодолевать довольно-таки глубокие сугробы и длительное время ехать по нечищеной дороге после снегопада. В то же время «Мультивэн» легок в управлении, а неутомительная в дальней дороге высокая «автобусная» посадка обеспечивает великолепный обзор. Еще одно важное достоинство – удобство парковки. Благодаря сдвижной двери на стоянке места этой машине нужно значительно меньше, чем седану или внедорожнику. А широкий проход между передними сиденьями позволяет водителю и пассажиру без труда перебраться в «кают-компанию» средней части салона. На ходу «Мультивэн», как любой крупный автомобиль, весьма комфортабелен, сочетая вместительность автобуса с маневренностью и мобильностью легкового автомобиля. Расход дизельного топлива при этом остается в разумных пределах, практически никогда не превышает 10 л на 100 км пути. А ведь снаряженная масса машины с двигателем мощностью 180 л.с. составляет немалые 2,5 тонны.

Наш талисман – дизельное топливо марки «Танеко»

ОАО  «ТАНЕКО» стало  первым за последние 30 лет масштабным инвестиционным и промышленным объектом, построенным с нуля на всем постсоветском пространстве. Инвестор проекта – ОАО «Татнефть» – организовал финансирование за счет собственных и заемных средств.


 
В декабре 2011 года первая очередь Комплекса НП и НХЗ введена в эксплуатацию. Одновременно с освоением мощностей. Первого пускового комплекса продолжалось строительство комбинированной установки гидрокрекинга. Ее конкурентным преимуществом является совмещение с производством базовых масел III группы. Установка  рассчитана на годовую переработку 2,9  млн. тонн сырьевой смеси с выпуском дизельного топлива класса 5, авиационного керосина марки «Jet», гидроочищенного  газойля.

Недавно в центре экспертных программ Всероссийской организации качества качество дизтоплива Евро вид III сорт С и Евро, вид III, класс 2. Признано,  что оно имеет оптимальные эксплуатационные характеристики и соответствует высшему уровню, установленному оценочной программой. Повышается и уровень обслуживания на АЗС «Татнефть». Недавно после реконструкции открылись три автозаправочные станции – № 42 в г. Клин, № 79 в г. Реутов  и № 138 в г. Бологое Тверской области.

Все вновь открывшиеся АЗС имеют новый современный  дизайн, большие магазины и уютные кафе. По сути, дизтопливо «Танеко» – продукт, свидетельствующий об инновационном потенциале хорошо известной на российском рынке компании «Татнефть».

«Мультивэн», заправленный  топливом этой марки, на протяжении всей поездки работал безукоризненно и, несмотря на заполярные морозы, каждое утро заводился с «полпинка». 

Foto1.jpg

Редакция журнала «Автомобили» благодарит администрацию и сотрудников горнолыжного комплекса «Большой Вудъявр» за оказанное содействие и гостеприимство