18 Июля 2017, 17:53

Без сепарации не получить в чистом виде природный газ, который наряду с нефтью является главным богатством ЯНАО. Да и сам вроде бы материковый регион во многом отделен от Большой земли. Исследовать этот северный российский "остров" отправилась в феврале экспедиция Land Rover.

Ямало-Ненецкий автономный округ



  • Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) входит в состав Тюменской области. С севера омывается Карским морем, на северо-западе граничит с Ненецким автономным округом, на западе – с Республикой Коми, на востоке – с Красноярским краем, на юге – с Ханты-Мансийским автономным округом.
  • Площадь 769 250 км2. Более половины территории ЯНАО расположено за Северным Полярным кругом.
  • Климат – арктический и резко континентальный. Рельеф округа равнинный с горной частью (высоты до 1,5 км) на западе. 50 млн. га северной части ЯНАО занимает тундра, а юг округа – тайга. На территории округа расположено ≈300 000 озёр и 48 000 рек, самыми крупными из которых являются Обь в её устье, а также реки Надым, Таз и Пур. Имеется огромный подземный артезианский бассейн площадью 3 млн. км2. На территории ЯНАО находится третье в мире по величине запасов Уренгойское газовое месторождение, а также 14,5% разведанных извлекаемых запасов нефти в России.
  • Население ≈534 000. Доля городского населения ≈83,7%.
  • Административный центр – г. Салехард. Население ≈48 500. Крупнейший город региона – Новый Уренгой с населением ≈111 160 жителей.
  • ЯНАО находился на 8-м месте (2014 г.) в Российской Федерации по размеру валового регионального продукта.
  • Часовой пояс МСК+2.
  • Автомобильный код «89»

Общая протяженность маршрута

около 1600 км

Новый Уренгой – Ямбург – Новый Уренгой – Надым – Салехард – п-ов Ямал



Желания & Возможности

Не прошло и суток после прилета в ЯНАО, как наши желания разошлись с возможностями. "Сепаратор", погода Приполярья, сработал жестко. В поселке Мыс Каменный на восточном берегу полуострова Ямал, куда мы собирались добраться зимником по льду Обской губы, объявили штормовое предупреждение по случаю нагрянувшего после 40-градусных морозов теплого циклона. Небо, земля, лед – все слилось в глухую серую массу. Любители сэлфи от такой декорации застрелились бы! Приходится закрутить наш маршрут от Ямбурга, вахтового поселка газовиков, в противоположном направлении. Возвращаемся в оставленный накануне Новый Уренгой или, как здесь говорят, НУР. И быстрее! Иначе единственную трассу закроют, и мы зависнем почти на старте экспедиции неизвестно на сколько.

Проезд по зимникам регламентирует свод правил, пункт 6, которых в частности гласит: «Движение по ледовой переправе только с открытой дверью кабины». Тут явно требуется читать между строк, иначе обморожение гарантировано


Метель, кажется, проникла и в дисплей навигатора. На нем – одинокая нитка дороги на сером фоне, который лишь иногда размывают контуры не видимых зимой озер. Что тут сказать? Тундра. Хорошо еще, здесь не за что зацепиться не только глазу, но и снегу. Его сдувает с полотна трассы, идущей волнами на вечной мерзлоте, и уносит в бесконечность. Не везде. На переброшенных через речки и в основном безымянные ручьи мостах с их ограждениями мигом образуются и растут переметы. Крепче за "баранку" держись, шофер!


Резервуары с топливом не зарывают в своенравную вечную мерзлоту тундры. Здесь используют АЗС контейнерного типа

Греет мысль, что под Ямбургом мы заправили баки наших Discovery и Discovery Sport под завязку на "вневедомственной" АЗС. Ближайшая общедоступная – за 360 км в НУРе. Удивляться ли кусачим ценам?! Литр дизтоплива Euro 5, доставленный с Уфимского НПЗ, тянет на 45 руб. 90 коп. Правда, «солярка» арктическая, не густеющая, судя по документам, до -46° С. В ЯНАО заворачивает и покруче. Оттого местный автопарк в основном "бензиновый", а из-под капотов многих легковушек и внедорожников торчат провода со штепселями для подогрева моторного масла от электросети. В "безрозеточной" зоне выход один – не глушить двигатель. Неделями, пока стоят 40-/50-градусные морозы.  Встать зимой из-за отказа мотора посреди безлесной тундры – удовольствие так себе. Потому в ЯНАО машины меняют раз в два-три года. Низкая влажность уберегает транспорт от коррозии, и перекупщики отрывают б/у с руками, чтобы перегнать на "Землю".

"Дорога на Север, как путь к эдельвейсам,
Где шаг – расстоянье, она не для многих"

Попробуйте определить границу между небом и землей!

Местные считают, что она начинается с Тюмени. Это примерно 1100 км к югу от НУРа по прямой или 1500 км по трассам, часть из которых зимники, открытые с ноября по апрель. В остальное время года значительная часть ЯНАО превращается в отрезанный болотами от "Земли" остров, куда только самолетом/вертолетом можно долететь, ну, или доплыть по Оби. По счастью, "островитяне" живут не только и не столько с перепродажи машин.

Государство в Государстве

"В Уренгое даже школьные буфетчицы... строгие начальницы... сестры милосердия... девушки по вызову пьют за газ и верят в газ!" Сдается мне, Юрий Лоза, автор песни "Уренгой", сильно ужал ряды "газозависимых". В деловой столице округа, НУРе и в целом в ЯНАО таковые все поголовно.



Да и как иначе? Без гигантских газовых месторождений, первое из которых открыли полвека назад, эта территория осталась бы глухой окраиной. Теперь же ЯНАО – без малого государство в государстве со своими КПП, где проверяют паспорта, анкетами постояльцев ведомственных гостиниц почти столь же подробными, как заполнявшиеся гражданами СССР при выезде в капстраны, охраняемыми трассами к месторождениям, "своими" ж/д и даже шикарным музеем истории ООО "Газпром-добыча Уренгой", в просмотровом зале которого крутят 3D-ролики на профильную тему. А "голубая зажигалка", символ сюзерена округа, в ЯНАО повсюду, начиная от посуды в отелях до городских памятников и стел на линии Полярного круга.


Мерещится даже, что газпромовская эмблема мелькала на шкурах повстречавшихся нам у дорог песца, лисицы и диких оленей. А что? Стоит же на въезде в полузакрытый Ямбург огромная фигура куропатки в подобии клетки на основании в виде сундука! В том сундучке, похоже, отсвечивающие голубым, газовым светом сокровища. И какая-то часть из них не улетает по трубопроводам на "Землю". Во всяком случае, такое ощущение остается после блиц-визита в НУР, Надым, Салехард. Да, здесь встречаются строения в стиле "баракко", но и радующих глаз новостроек постсоветских времен хватает. Налицо эффект сепарации: в отличие от иных сырьевых регионов нашей страны ЯНАО пережил распад СССР без катастрофических потрясений.

Газовый ликбез

  1. Природный газ не запечатан в огромном подземном резервуаре, а включен в состав залегающих на глубине твердых пород
  2. При подъеме по скважине из-за изменения давления и температуры из пластовой смеси выделяется и переходит в жидкую фазу газовый конденсат
  3. По газопроводам-шлейфам газовый конденсат, в который добавляют используемый по замкнутому циклу метанол для предотвращения замерзания примесей воды при минусовых температурах, направляют на УКПГ, установки комплексной подготовки газа
  4. На УКПГ с помощью регенерируемого этиленгликоля происходит "усушка-утруска" конденсата для получения собственно природного газа
  5. Осушенный газ поступает в межпромысловый коллектор, а оттуда с помощью компрессорных станций, установленных через каждые 100 км, отправляется в общую газотранспортную систему страны
  6. В отличие от нефти добытый природный газ не разделяют по маркам
  7. Идеальным топливным газом считается газ, на 90% состоящий из метана
  8. Природный газ имеет очень слабый запах
  9. Характерный запах газу придают одоранты, в частности этилмеркаптан. В ничтожных концентрациях его добавляют на газораспределительных станциях по месту потребления. Достаточно пролить на себя немного этилмеркаптана, чтобы пропахнуть навсегда
  10. В СССР первый магистральный газопровод пущен в 1946 г. С Елшанского месторождения под Саратовом голубое топливо пошло на предприятия Москвы

Как долго еще продолжит согревать регион с неласковым климатом нефтегазовая "горелка", включенная в 1978-м? Ответ на этот вопрос – за семью печатями под грифом "Совершенно секретно". Обнадеживает то, что "Газпром" вкладывался и вкладывается в геологоразведку в ЯНАО, о чем на той же "золотой" Колыме могут лишь мечтать. Параллель не надуманная еще и потому, что оба региона относятся к числу "мест не столь отдаленных".

Приполярная анаконда

Словно скелет сдохшей в конвульсиях гигантской анаконды, горбится среди болот и сменяющих их деревьев лесотундры то, что осталось об бОльшей части Сталинской железной дороги. Зимник Надым-Салехард то удаляется от нее метров на 200, то подходит вплотную. Дорога-призрак, оставаясь неподвижной в реальности, на экране навигатора переползает справа налево и обратно, исчезает и возникает вновь.


К марту 1953 г. построили почти 60% из 1459 км трассы "Чум-Салехард-Игарка". В вечную мерзлоту ушли более 42 млрд руб. или 12,5% капвложений СССР в железнодорожное строительство на пятилетку 1946-1950

Мертвая "железка" по-прежнему полна тайн. Собственно, до сих пор не названы официально причины начала ее строительства в 1947-м. Подобную трассу еще в середине XIX в. предлагали проложить русские купцы. К проекту подступались и позже, но всерьез взяться за дело заставили... немцы. Во время Второй мировой тяжелый крейсер Admiral Scheer и подводные лодки Кригсмарине, карауля союзнические конвои, заходили в Обскую губу, обнаружив дыры в советской обороне Приполярья. Тов. Сталин выводы сделал, и в Обской губе у так и не покорившегося нам Мыса Каменного развернулось строительство базы ВМС СССР, для снабжения которой и погнали ж/д от станции Чум и далее через Салехард на п-ов Ямал. Однако в 1948-м в разгар работ обнаружилось, что глубины у Мыса Каменного слишком малы, и базу перенесли на полноводный нижний Енисей в район города Игарка. Туда же потянулась "железка", западный и восточный участки которой проходили в секретных документах как строительство №501 и №503.

Через 5-10 км вдоль трассы создавались лагпункты, частью сохранившиеся, как этот у разъезда «Щучий», где историко-культурный фонд «Память Севера» планирует создать мемориал

Строителями, как водится в те времена, были зэки, в основном политические и бытовики: для скорейшей прокладки стратегической трассы вечно филонящие урки подходили мало. На 501-ю и 503-ю заключенные рвались. Там лучше, чем в большинстве лагерей ГУЛАГа, кормили, снабжали одеждой, а главное – на строительстве Сталинской дороги при перевыполнении плана получали зачет срока, год за три. Не пугали суровые зимы, тучи мошки летом и отсутствие полноценного жилья, которое не из чего строить в Приполярье. Поднимали настроение зэков и развлекали лагерное начальство свой театр с труппой из подневольных актеров и режиссеров плюс джаз-оркестр. Да, было и такое. Но были и пытки, и бессудные расправы, и тяга к свободе. Иначе откуда бы восстание лагерников 1949 г., которое подавили лишь с помощью штурмовой и бомбардировочной авиации?


Тем не менее строительство шло ударными темпами, пока не застопорилось навсегда со смертью Сталина в марте 1953 г. Сегодня из проложенных без малого 850 км пути движение поддерживается на считанных участках, в том числе ведомственных газпромовских. Остальные заброшены и приносят хоть какую-то пользу только ненцам, разбирающим деревянные конструкции на дрова для отопления чумов. Получается, мертвая дорога стала чертой, отделившей сталинский период от позднейших времен. А может, она, напротив, служит мостом?

PS

На п-ов Ямал («край земли», ненец.), пусть и в самой южной его части, мы таки добрались, чтобы побывать в гостях у оленеводов. Это совсем отдельный мир, в котором из привычного нам разве что мобильные телефоны да снегоходы. И в очередной раз я поймал себя на мысли: одно из главных, особо ценных чудес нашей страны в том, что при, казалось бы, самой глубокой сепарации народов и культур, Россия умеет их объединить.


Малышка Соня из стойбища ненцев-оленеводов – суперзвезда заключительного дня экспедиции