Кирилл Бревдо наведался в свой родной город и нашел кое-что любопытное в месте, хорошо знакомом ему с самого детства.
Гони на Чехова!
Вот как бывает: живешь себе и даже не подозреваешь, что рядом с тобой все это время находились удивительные вещи.На прошедших выходных семейные обстоятельства затащили меня на историческую родину в Питер. Благополучно разрешив все насущные вопросы, я решил исполнить свой внучачий долг и навестить бабушку – всякий раз, приезжая в СПб, я не отказываю себе в удовольствии пообщаться с прародительницей. Будучи 1926 года выпуска, моя дорогая Вера Сергеевна по сей день демонстрирует кристальную ясность ума и великолепную память.
На улицу Чехова бабушка переехала в 1995 году, поселившись в доме под номером 8. Адрес этот ничем особым не примечателен – кроме разве того обстоятельства, что он в свое время принадлежал Карлу Неллису, владельцу экипажной фабрики имени себя. Сама же фабрика располагалась в соседнем, десятом доме по Эртелеву переулку – так в то время называлась улица Чехова.А самое любопытное заключается в том, что именно в этом доме был создан первый российский автомобиль, который сконструировали и построили Петр Фрезе и Евгений Яковлев. Произошло это в 1896 году – к тому времени экипажная фабрика уже пять лет как принадлежала г-ну Петру Александровичу, который выкупил ее у Карла Карловича.
Автомобиль Фрезе и Яковлева весьма походил собой на BenzVictoria, представленный тремя годами ранее Карлом Бенцем. Эта двухместная повозка оснащалась одноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания мощностью 2 л. c. и располагала двухступенчатой коробкой передач, одна из которых была нейтральная, а вторая позволяла двигаться вперед. Максимальная скорость составляла 20 км/ч.
К настоящему времени не сохранилось ни одного экземпляра из некогда выпущенных на экипажной фабрике в Эртелевом переулке автомобилей, да и сколько всего было сделано машин доподлинно неизвестно. Тем не менее, в Политехническом музее Москвы можно наблюдать весьма достоверную копию транспортного средства, воссозданную по фотоснимку с Нижегородской ярмарки 1896 года, где первые российские автомобилестроители представили свое детище.
В 1910 Петр Александрович продал экипажную фабрику «Фрезе и К» акционерному обществу «Руссо-Балт», где позже была организована мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей этой марки. Сейчас же на Чехова, 10 в здании бывшей фабрики квартируется автобаза правительства Ленинградской области.
И еще один занимательный факт: Эртелев переулок был переименован в улицу Чехова в 1923 году в честь, разумеется, Антона нашего Павловича. Сам писатель, кстати говоря, постоянно на этой улице никогда не жил, однако он периодически останавливался в шестом доме, которым владел Алексей Суворин – издатель газеты «Новое время», где публиковался Чехов. А вот великий композитор Михаил Глинка, в отличие от Чехова, как раз таки проживал в Эртелевом переулке в течение некоторого времени – об этом свидетельствует мемориальная доска на доме №7.
Вот уже почти два десятка лет я хожу мимо ворот, над которыми висит предупреждение «берегись автомобиля» – и только сейчас узнал, что место сие историческое. Как говорится, знай и люби свой город.