Йорг Шрайбер, президент компании Mazda Россия, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса
Согласен, 2016-й был скучным годом, хотя все могло повернуться иначе... Еще осенью 2015 г. были намерения отказаться от программ Trade-in и утилизации. К счастью, в правительстве России взяла верх точка зрения, что меры господдержки автомобильного рынка нужны. Серьезно обсуждался и объем средств на такие программы. Он оказался на уровне 2015 г., о чем мы просили. Это положительный момент ушедшего года. Также мы ожидали со второй половины 2016 г. проявления тренда на оздоровление рынка, что и произошло, хотя и несколько позже, чем мы прогнозировали. После пика 2012 г. (2 939 000 новых легковых автомобилей и LCV) 2016-й стал четвертым годом падения, мы достигли низшей точки за 10 лет, но динамика падения замедлилась (-11% vs 2015 г.). Надеемся, что двузначные темпы падения – дело прошлое. Появился свет в конце тоннеля. Возрастающая предсказуемость рынка – позитивный момент 2016 г.- В 2017-м мы ожидаем рост рынка на 4% при условии оказания господдержки на запланированном уровне и некоторого подъема нефтяных цен. Нет гарантий, что так и произойдет, но время падения рынка должно когда-то кончиться. Спасибо правительству, что там услышали наши просьбы и оставили уже хорошо зарекомендовавшие себя программы Trade-in и субсидирования автокредитов. Эффективность новых программ ("Первый автомобиль" и т.п.) сложно определить, поскольку их детали еще не известны. Будем оптимистами... Главное – неудовлетворенный спрос на автомобили по-прежнему есть, и он перевешивает влияние мер по ограничению парка (распространение платной парковки, рост цен на страховку и т.д.). Да, появляются новые проекты, но вряд ли тот же каршеринг скоро придет на Дальний Восток. Мы видим, что хотя основные продажи все еще сосредоточены в Центральном Федеральном Округе, но растет доля регионов. Это залог устойчивого спроса.
- Доля ведущего на российском рынке сегмента кроссоверов в 2016 г. выросла на 2,4% и составила порядка 36%. Это соответствует мировому тренду увеличения популярности таких моделей. В 2017-м мы увидим продолжение такой тенденции. Но, по моему ощущению, имеется заметный резерв у сегмента маленьких автомобилей. Они значительно дешевле кроссоверов, в том числе компактных. В последние два-три года доходы покупателей небольших легковых моделей заметно сократились, но если ситуация улучшится, возвращение этой группы окажет существенное влияние на рынок, ведь Россия – рынок индивидуальных покупателей. На них приходится более 80% продаж, тогда как в Германии флитовые продажи превышают 50%...
- Скорее всего, автопроизводители очень незначительно поднимут цены в 2017-м. Первые примеры такого рода уже есть, и рост цен гораздо скромнее (2-3%), чем в 2015, 2016 гг. Однако если сейчас общеэкономическая ситуация в России немного улучшается, это не означает, что цены будут автоматически падать. Ценообразование – очень тонкий момент. Все смотрят друг на друга. Но мое личное ощущение, что скачки цен, как в последние два года, маловероятны.
- ЭРА-ГЛОНАСС – сложная тема. С внедрением этой системы связаны большие инвестиции. Фактом является то, что большинство моделей, присутствующих на российском рынке уже оснащаются или будут оснащены такой системой. Но не секрет, что некоторые малосерийные модели уходят с рынка, поскольку издержки на установку ЭРА-ГЛОНАСС превышают доходы от продаж таких автомобилей.
- Что касается компании Mazda, то мы в 2016 г. подписали специальный инвестиционный контракт с правительством России, предусматривающий в частности создание мощностей для производства 50 000 двигателей в год на СП Mazda Sollers во Владивостоке. Да, сейчас время кризиса, но надо делать правильные шаги на будущее. Мы надеемся на рост нашего бизнеса с учетом этих новых условий, конечно, при одновременном оздоровлении ситуации на рынке в целом. В 2017-м положительным результатом для марки Mazda в России будет считаться рост продаж выше общерыночного уровня в 4%. Этому поспособствует появление в основном во втором полугодии новых моделей, в частности нового СХ-9, который является теперь 100%-й разработкой Mazda и использует наши новейшие технологии SkyAktiv.