Сергей Федоров
Отвечает
эксперт
В автомобильном лексиконе есть такое понятие как «пенсионерский стиль» езды. И это не стёб. Просто наши отцы и деды еще с середины прошлого века ездили на машинах с так называемыми тихоходными моторами. Помню, когда у нас в семье была Волга ГАЗ-21, отец, едва начав движение тут же переключался на вторую передачу практически на холостых оборотах. При этом двигатель прекрасно себя чувствовал и вовсю тянул на малых частотах вращения коленчатого вала. А на третьей, крайней, ступени можно было комфортно ехать уже с 30 км/ч.

3b99035s-1920.jpg

К тому же такое неспешное перемещение, как правило, способствует экономии топлива. Вот только эта экономия сегодня выходит боком. Поскольку все современные моторы высокооборотные и не приемлют манеру езды наших отцов и дедов. Хотя большие города с их многочасовыми пробками волей-неволей навязывают нам старческий стиль. В данной ситуации двигатели работают на износ. И в реальности пробег у прописанного в мегаполисе автомобиля нужно удваивать или утраивать по сравнению с его цифрами на одометре.

Ведь на холостых и малых оборотах в цилиндры подается обогащенная смесь, которая затем осаждается в виде сажи на внутренних деталях двигателя. Со временем она закоксовывается и превращается в нагар на днищах поршней, клапанов и полостей блока и головки цилиндров. Первыми начнут протестовать свечи зажигания, на которых также осаждается цементирующий их электроды нагар. Они начинают пропускать зажигание и двигатель «подтраивает». Ну, ладно, свечи — расходный материал, их можно заменить. Хуже другое.

Если мотор начинает конвульсивно дергаться на малых оборотах, издавая металлические стуки — а это уже верный признак детонации, разрушающей его изнутри. Такого допускать нельзя. В противном случае это грозит ремонтом не только мотора, но и других сопряженных с ним агрегатов. Паразитные вибрации разрушают поршни и вкладыши коленчатого вала, подшипники и опоры двигателя, детали сцепления и двухмассовый маховик, который сегодня устанавливается на большинстве современных моторов. Кроме того, интенсивно изнашиваются цепь ГРМ вместе с роликами и натяжителем, подшипники и шестерни коробки передач.

Но и это еще не все. На малых и холостых оборотах современный мотор испытывает масляное голодание — производительность масляного насоса напрямую зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Ведь подшипники скольжения рассчитаны на работу в условиях гидродинамической смазки — она подаётся под давлением в зазоры между валом и вкладышами: чем выше обороты, тем больше давление.

Моторы с турбонаддувом еще больше страдают от тихоходной езды. Мало того, что все проблемы с двигателем для них также актуальны, под вопросом еще и ресурс турбины. От сажи и нагара обездвиживается механизм перемещения лопаток в системе изменения геометрии (если есть) турбины и узел перестает работать. А из-за низкого давления масла к валу турбокомпрессора перестает поступать смазка и узел выходит из строя.

Кстати, сия беда не обошла и турбодизели. От езды в натяг быстро забивается сажевый фильтр. Он хоть и самовосстанавливающийся, но профилактика ему тоже не повредит.

Поэтому если вы в течение недели толкаетесь в пробках, рекомендуем в выходные отправиться за город или дачу, чтобы прохватить по трассе, поддерживая примерно 3000-5000 об/мин в зависимости от типа двигателя. Такая нехитрая профилактика убережет от дорогостоящего ремонта мотора.