Александр Милованов
Отвечает
юрист

Действительно, Минфин России опубликовал законопроект с поправками к закону об ОСАГО, где вносится предложение о новых лимитах страховых выплат.

Согласно изменениям, за ущерб жизни и здоровью пострадавшим в ДТП предусмотрена выплата в размере 500 тысяч рублей вместо нынешних 160 тысяч, а за имущественный вред - 400 тысяч рублей вместо тех же 160 тысяч, которые выплачиваются в настоящее время. В законопроекте уточняется положение о получателях страховой выплаты и о порядке ее осуществления. В Российском союзе автостраховщиков (РсА) считают, что повышение выплат не вполне обоснованно. По данным союза, ныне существующего лимита хватает, чтобы урегулировать 70-75 процентов случаев. Повысить можно, но тысяч до 300-350, считают в РСА.

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей - лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего; не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы», - говорится в документе. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеет состоящий на иждивении умершего «родитель, супруг или другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет», - сказано также в документе.

Согласно законопроекту выплаты потерпевшим будут осуществляться в несколько этапов. На первой стадии заплатят за причинение вреда здоровью пострадавшего в ДТП, возместят расходы, связанные с восстановлением здоровья и утраченного им заработка. Далее, если медицинская экспертиза (в том числе судебно-медицинская экспертиза при производстве по административному или уголовному правонарушению, а также если обратиться сам потерпевший) докажет, что размер ущерба оказался больше, пострадавшему выплачивают разницу между подлежащей выплате общей суммой и тем, что он уже получил.

Причем компенсировать ушибы и переломы страховые компании будут обязаны в любом случае. В настоящее время страховщики не оплачивают услуги, которые предоставляются в рамках полиса обязательного медицинского страхования. В этой связи редкий участник дорожного движения получал такие выплаты. Однако страховщики не согласны с этим предложением. Дело в том, что в Гражданском кодексе прописано, что не компенсируются те услуги, которые предоставляются бесплатно. Считается, что услуги в рамках ОМС - бесплатные. В Российском союзе автостраховщиков опасаются, что возникнет противоречие между двумя законами, поэтому настаивают на более глубоком изучении вопроса.

Вместе с тем законопроект включает в себя норму, позволяющую страховой компании отсрочить выплату в случае отказа водителя предоставить для осмотра транспортное средство. «В случае непредоставления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра или организации независимой экспертизы в согласованную со страховщиком дату, тот согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра», - говорится в документе.

Кроме того, «в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей». Проще говоря, в законопроекте предлагается увеличить выплату по упрощенному оформлению до 50 тысяч рублей. Однако, опасаясь мошенничества, будет введена и норма, требующая от обоих участников аварии предоставить машину на осмотр страховщику. В случае если водитель не предоставил автомобиль на осмотр, компания вправе выставить ему регресс. Напомним, упрощенный порядок, то есть без вызова сотрудника ГИБДД можно оформить, если в аварии только два участника, застрахованных по ОСАГО, нет жертв, и (на данный момент) сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Считается, что сегодня эта услуга не популярна именно из-за низкого лимита выплаты. Хотя быстрое оформление мелких аварий позволило бы отчасти разгрести пробки.

Кроме того, в Министерстве финансов рассматривается вопрос об изменении коэффициентов к тарифам по ОСАГО. Готовится соответствующее постановление правительства РФ, согласно которому «автогражданка» для некоторых автовладельцев подорожает на 10%. Речь не идет о повышении самих тарифов. Вырастут коэффициенты, которые применяются к некоторым категориям водителей. За полис придется платить больше молодым водителям, которым не исполнилось 22 лет, а также тем, у кого стаж управления автомобилем менее трех лет. В настоящее время коэффициент для них 1,7, а станет 1,8. Также изменятся коэффициенты тарифов в зависимости от периода использования автомобиля. Сейчас, если машина ездит 3 месяца, водитель платит 40% страховки (коэффициент 0,4), а его хотят заставить платить 50%. За 4 месяца коэффициент поднимут до 0,6, за 5 месяцев - до 0,65. Территориальные коэффициенты в 169 из 299 городов РСА планирует повысить, в 124 городах не менять, а в шести понизить.

Этот проект должен быть внесен в Госдуму в следующем квартале текущего года. А вступит в силу только через год, после его официального опубликования.

Действительно, Минфин России опубликовал законопроект с поправками к закону об ОСАГО, где вносится предложение о новых лимитах страховых выплат.

Согласно изменениям, за ущерб жизни и здоровью пострадавшим в ДТП предусмотрена выплата в размере 500 тысяч рублей вместо нынешних 160 тысяч, а за имущественный вред - 400 тысяч рублей вместо тех же 160 тысяч, которые выплачиваются в настоящее время. В законопроекте уточняется положение о получателях страховой выплаты и о порядке ее осуществления. В Российском союзе автостраховщиков (РсА) считают, что повышение выплат не вполне обоснованно. По данным союза, ныне существующего лимита хватает, чтобы урегулировать 70-75 процентов случаев. Повысить можно, но тысяч до 300-350, считают в РСА.

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей - лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего; не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы», - говорится в документе. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеет состоящий на иждивении умершего «родитель, супруг или другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет», - сказано также в документе.

Согласно законопроекту выплаты потерпевшим будут осуществляться в несколько этапов. На первой стадии заплатят за причинение вреда здоровью пострадавшего в ДТП, возместят расходы, связанные с восстановлением здоровья и утраченного им заработка. Далее, если медицинская экспертиза (в том числе судебно-медицинская экспертиза при производстве по административному или уголовному правонарушению, а также если обратиться сам потерпевший) докажет, что размер ущерба оказался больше, пострадавшему выплачивают разницу между подлежащей выплате общей суммой и тем, что он уже получил.

Причем компенсировать ушибы и переломы страховые компании будут обязаны в любом случае. В настоящее время страховщики не оплачивают услуги, которые предоставляются в рамках полиса обязательного медицинского страхования. В этой связи редкий участник дорожного движения получал такие выплаты. Однако страховщики не согласны с этим предложением. Дело в том, что в Гражданском кодексе прописано, что не компенсируются те услуги, которые предоставляются бесплатно. Считается, что услуги в рамках ОМС - бесплатные. В Российском союзе автостраховщиков опасаются, что возникнет противоречие между двумя законами, поэтому настаивают на более глубоком изучении вопроса.

Вместе с тем законопроект включает в себя норму, позволяющую страховой компании отсрочить выплату в случае отказа водителя предоставить для осмотра транспортное средство. «В случае непредоставления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра или организации независимой экспертизы в согласованную со страховщиком дату, тот согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра», - говорится в документе.

Кроме того, «в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей». Проще говоря, в законопроекте предлагается увеличить выплату по упрощенному оформлению до 50 тысяч рублей. Однако, опасаясь мошенничества, будет введена и норма, требующая от обоих участников аварии предоставить машину на осмотр страховщику. В случае если водитель не предоставил автомобиль на осмотр, компания вправе выставить ему регресс. Напомним, упрощенный порядок, то есть без вызова сотрудника ГИБДД можно оформить, если в аварии только два участника, застрахованных по ОСАГО, нет жертв, и (на данный момент) сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Считается, что сегодня эта услуга не популярна именно из-за низкого лимита выплаты. Хотя быстрое оформление мелких аварий позволило бы отчасти разгрести пробки.

Кроме того, в Министерстве финансов рассматривается вопрос об изменении коэффициентов к тарифам по ОСАГО. Готовится соответствующее постановление правительства РФ, согласно которому «автогражданка» для некоторых автовладельцев подорожает на 10%. Речь не идет о повышении самих тарифов. Вырастут коэффициенты, которые применяются к некоторым категориям водителей. За полис придется платить больше молодым водителям, которым не исполнилось 22 лет, а также тем, у кого стаж управления автомобилем менее трех лет. В настоящее время коэффициент для них 1,7, а станет 1,8. Также изменятся коэффициенты тарифов в зависимости от периода использования автомобиля. Сейчас, если машина ездит 3 месяца, водитель платит 40% страховки (коэффициент 0,4), а его хотят заставить платить 50%. За 4 месяца коэффициент поднимут до 0,6, за 5 месяцев - до 0,65. Территориальные коэффициенты в 169 из 299 городов РСА планирует повысить, в 124 городах не менять, а в шести понизить.

Этот проект должен быть внесен в Госдуму в следующем квартале текущего года. А вступит в силу только через год, после его официального опубликования.