№10 Октябрь 2011
Забивающий Человек
Каждый, кто был на Франкфуртском автосалоне, видел её. Её невозможно не заметить, потому что она стоит недалеко от входа прямо на тротуаре и ...
Каждый, кто был на Франкфуртском автосалоне, видел её. Её невозможно не заметить, потому что она стоит недалеко от входа прямо на тротуаре и ...
Каждый, кто был на Франкфуртском автосалоне, видел её. Её невозможно не заметить, потому что она стоит недалеко от входа прямо на тротуаре и её высота 21 метр. Она – это он: кинетическая скульптура Hammering Man ( «Забивающий Человек»).
Он стальной и чёрный, этот человек. Подошвы его ботинок прикручены болтами к железобетонному основанию. Весь день безостановочно алюминиевая рука с молотком плавно и задумчиво опускается и поднимается, нанося четыре удара в минуту. Электричество поступает от двигателя снизу и отключается в ночные часы, выходные и праздники.
Джонатан Борофски, автор скульптуры: «Забивающий человек» – человек работающий. Это может быть деревенский ремесленник, южноафриканский шахтёр, оператор ЭВМ, фермер или специалист аэрокосмической индустрии – люди любой профессии, производящие товары, от которых мы зависим.
Пешеходы и водители могут наслаждаться анимированной формой, размышляя о смысле своей собственной жизни, о себе как о человеке «забивающем», то есть работающем.
Пусть эта скульптура будет символом для всех людей, которые работают одновременно с другими, живущими на планете, работают, чтобы создать более счастливое и более просвещённое человечество.
«Забивающий Человек» – в каждом из нас «.»
И пепел Клааса стучит в моё сердце.
В размышлении о своей жизни «забивающего» человека захожу на Франкфуртскую Мессу. Там 235 гектаров павильонов, уставленных автомобилями со всего мира, тысяча участников из 32 стран, около 89 мировых премьер. Да, работают люди.
А «наши» есть?
Вот Ё-мобиль-концепт: космические формы, приятный красный цвет, оригинальные двери. Ждали Прохорова с комментариями, но в это самое время (как потом выяснилось) его захлестывали партийные схватки.
А где же заявленная «Маруся»? «Маруся» не пришла.
И всё?… (пауза много тактов)
Однозначно, нам нужен свой Hammering Man. После отмирания демонстраций трудящихся, которые сейчас выглядели бы как марш угнетённых перед трибуной угнетателей, нам нужен символ того, что общество чтит работника, человека труда, а труд имеет смысл.
И это в русле идеи Борофски, чтобы несколько «Забивающих человек» разместились по всему миру и работали одновременно. И они уже работают в Нью-Йорке, Миннеаполисе, Лос-Анджелесе, Далласе, Ла-Хойе, Гейнсвилле, Базеле, Сиэтле и Лиллештроме.
И ясно, где его нужно установить – напротив нашего Белого дома. Для его обитателей это будет ежедневная демонстрация трудящегося. Что очень полезно.
Только не надо просить это сделать наших местных мастеров – по двум причинам.
Первое, не нужно, чтобы было дорого. Железный человек в норвежском Лиллештроме имеет рост 12 метров и вес чуть более 20 тонн. На его воплощение потрачено 5500 норвежских крон (ок. $30 000).
Самый большой – в Сеуле, его высота – 22 метра, а вес – 50 тонн. Нам можно чуть побольше (для рекорда), и если «Мечел» даст сталь, а «Русал» – алюминий, то Борофски это сделает почти даром. Для сравнения: 98-метровый Церетелевский Пётр I стоил несколько десятков миллионов долларов, а демонтаж, хранение и реставрация 25-метрового Мухинского монумента «Рабочий и колхозница» обошлись бюджету в 2,9 миллиарда рублей.
Второе. Если скульптор окажется настоящим художником, чувствующим нерв и правду жизни, а у нас такие есть, то боюсь, что для этого места в этой скульптуре он вместо молотка изваяет пилу.
Но тогда это будет совсем другой памятник.