№10 Октябрь 2013
Festival fields forever
Вот это и случилось у всех на глазах. На автосалоне во Франкфурте. Доктор Цетше, глава «Мерседеса», выехал к публике на новейшем S-классе, но вышел...
Вот это и случилось у всех на глазах. На автосалоне во Франкфурте. Доктор Цетше, глава «Мерседеса», выехал к публике на новейшем S-классе, но вышел...
Вот это и случилось у всех на глазах. На автосалоне во Франкфурте. Доктор Цетше, глава «Мерседеса», выехал к публике на новейшем S-классе, но вышел из машины не из-за руля, а с пассажирского сиденья. За рулем при этом никого не было.
Перемены грядут. Позиции как индивидуального автомобиля, так и водителя подвергаются атакам со стороны прогресса, и неизбежно когда-нибудь шофер, как и «водитель кобылы», перестанет быть массовой профессией. Но «смелый наездник» – куда он денется, если это в крови? Ну, не превратится же в джигита с гаджетом.
В будущем вполне уместно будет приехать на вечеринку на «Руссо-Балте» или «Авентадоре» и этим «сделать» ее. А если прийти туда, сжимая в руках килограммовый мобильник Motorola DynaTAC, – за кого вас примут?
А автосалоны, какой прошел во Франкфурте (стр. 18), где люди хотят видеть тенденции и завтрашний день, и «Фестивали скорости», какой прошел в Гудвуде, и какой мы провели в Лужниках (стр. 44), они всегда будут интересны людям.
В чем собственно содержание и суть зрелища? В одном хорошем месте под открытым небом, где достаточно пространства, чтобы красиво постоять и быстро поездить, собирается много разных автомобилей: старых, новых, гоночных, спортивных, в основном тех, что делались, чтобы не просто, а быстро ездить (хотя понятие «быстро» весьма относительно, если рассматривать 110 лет их производства). Вместе с автомобилями собираются люди: счастливые владельцы, ушлые продавцы, гонщики и инструкторы – профессиональные умельцы управлять спорткарами, фанаты и любители, и все-все, кто подкован эрудицией на эту тему или заряжен любопытством и желанием удивляться, узнавать, трогать, общаться и быть свидетелем.
Например, 31 августа в Лужниках каждый мог увидеть легендарную Ferrari F40, посмотреть, как на ней едет Алексей Васильев, и спросить его, почему именно эта «Феррари» так уважаема среди гонщиков. Сравнить, как Евгений Новиков зажигает на раллийном VW Polo и на Viper GTR, и узнать, в чем разница в управлении и от чего зависит количество дыма. Спросить Бориса Шульмейстера, действительно ли так хороша Lada Granta Sport, на которой он в Granta Cup участвует, или это просто он так умеет. Посмотреть, как умеют обращаться с автомобилями и на сухой, и на мокрой трассе инструкторы школ водительского мастерства Mercedes AMG, Jaguar, Ferrari, Mazda, которые наглядно продемонстрировали, чему именно надо учиться, учиться и учиться. Увидеть единственный в России C8 Aileron голландской Spyker, той самой, которая в 1902 году построила первый гоночный полноприводный автомобиль. Можно поговорить со специалистом из Музея техники о том, в чем отличие представленных болидов F1 Алана Проста, и в чем уникальность синего автомобиля подзабытой марки Delahaye. А еще можно встретить пробег немецких журналистов на новых Mazda3, которые стартовали из Хиросимы и по пути на Франкфуртский автосалон заехали на «Фестиваль скорости» в Лужники.
Везде ли может быть интерес к этому? Думаю, что если всю эту экспозицию взять и перенести на большую опушку в джунглях Новой Гвинеи, то какой-то интерес точно будет. Я вижу эту картинку, как из леса выходят полуголые папуасы и с осторожным любопытством проходят между рядами автомобилей. Вот женщина, прижимая ребенка к своим длинным грудям, разглядывает яркие узоры, которыми раскрашен Mini 68-го года, а вот мужчина в набедренной повязке из пальмовых веток тычет своим копьем в обтекатель интересной формы болида LMP2. Но кто скажет, сколько времени нужно потратить, чтобы объяснить им, чему именно нужно удивляться, если в первом случае это автомобиль Джорджа Харрисона, а во втором – Романа Русинова, на котором он выигрывал гонки на автодромах и Южной, и Северной Америки.
Почему еще люди приходят на «Фестиваль», несмотря на то, что там не наливают даже пива, и один огромный сверкающий автомобиль не давит своими гигантскими колесами другой, маленький и ржавый. Потому что, видя вживую целые эпохи автомобилизма, ощущая историю как реальность, а не абстракцию, они и себя, свою жизнь могут ощутить не как оторванную от всего песчинку, а как звено, связывающее непрерывную цепь событий, идущую из прошлого в будущее, а значит – обретающую какой-то смысл, гораздо больший, чем отработка лихорадочного требования иметь все здесь и сейчас.
Кажется, я знаю тему следующего «Фестиваля скорости».