№6 Июнь 2014
Война и мир
Нет, это не подражание Толстому – какой смысл подражать гению? Тем более что для раскрытия этих двух краеугольных понятий он написал целых ...
Нет, это не подражание Толстому – какой смысл подражать гению? Тем более что для раскрытия этих двух краеугольных понятий он написал целых ...
Нет, это не подражание Толстому – какой смысл подражать гению? Тем более что для раскрытия этих двух краеугольных понятий он написал целых четыре тома. Но примерить башмаки Льва Николаевича, посидеть в них хотя бы полчаса – это любопытно.
С чего же начать после написания заголовка?
С факта №1. За 2340 недель, прошедших между 1945 и 1990 годом, всего три недели на Земле не было ни одной войны. А в XXI веке ведь ничего не поменялось!
Трудно с этим фактом смириться. Ведь ни у кого из нас не найдется ни одного знакомого, кроме случайного редкостного параноика, кто бы на самом деле был сторонником войны. И как тогда получается, что все против, а войны идут и идут?
Казалось бы, что после изобретения ядерного оружия всем стало ясно, что вооруженное насилие никогда не приведет к достижению целей. И уже существуют концепции войн без боевых действий.
Факт №2. Нет однозначного ответа на вопрос: почему войны случаются.
На этот счет есть много разных теорий. Среди причин называются: дурная человеческая природа, которой свойственны агрессия; потребность в саморазрушении (инстинкт смерти); проявление массового психоза; определенное воспитание, религиозные и идеологические установки; недостаток «жизненного пространства»; нарушение баланса между численностью населения и количеством средств существования; недостаток информации; сочетание большого количества молодых мужчин с нехваткой постоянной мирной работы; знаменитое «продолжение политики другими средствами». Кто-то исключает поиск каких-либо универсальных причин, указывая на локальные обстоятельства и роль политических лидеров. А также на случайное стечение обстоятельств.
И что же делать, если мы так тотально зависимы?
Айн Рэнд, создательница объективизма и защитница рационального индивидуализма, доказывала, что если человек хочет противостоять войне, то он должен в первую очередь противостоять экономике, контролируемой государством. Она считала, что мира на Земле не будет до тех пор, пока люди будут придерживаться стадных инстинктов и жертвовать индивидуумами ради коллектива и его мифического «блага».
Факт №3. Если никто не будет стрелять, то войны не будет.
Главное, чтобы никто не поставил нас в ситуацию выбора, описанную когда-то Черчиллем:
«Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор».