№02-03 Март 2020
Взгляд назад
Хорошее ли дело — предаваться воспоминаниям?
Отношения с прошлым — казалось бы, что тут особенного? И вообще, какие могут...
Хорошее ли дело — предаваться воспоминаниям?
Отношения с прошлым — казалось бы, что тут особенного? И вообще, какие могут быть отношения с тем, чего нет? Какой смысл погружаться в минувшее, если оно уже минуло? Прошло, улетучилось, кануло, сгинуло! Его нельзя потрогать, в него невозможно вернуться — его нигде нет! Это неосязаемое и несуществующее, если запустить его в мозг, может застрять там надолго, лишая вас возможности трезво разбираться с настоящим и строить что-то новое здесь и сейчас.
Одни психологи, в том числе очень авторитетные, с двухтысячелетним стажем, поддерживают эту позицию, говорят, что не надо с собой всё время тащить груз прошлого, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, а мы должны стремиться к жизни светлой и радостной, желательно вечной.
Другие возражают. Особенно в ситуации, когда вроде бы и строишь, а не получается. Они советуют покопаться в том, что было когда-то, особенно в детстве, и тогда, когда найдется та точка, от которой кое-что пошло не так, этот момент переосмыслить, снять тем самым проблему и забыть её навсегда. И тогда всё пойдет на лад, а стройка оживет.
Поэты, люди чувствительные и склонные к интуитивным озарениям, тоже разделились в своих мнениях относительно переживаний о прошлом.
Один говорит: «Путешествие в обратно/Я бы запретил… Не найти того, что ищем, /Ни тебе, ни мне…», а другой: «Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь…/А в памяти моей такая скрыта мощь!».
Вот попробуй отличи поэтическую красивость от поэтического прозрения.
В силу того, что в последние годы все стройки, не связанные с государственным патронажем, как-то затихли, забуксовали, застопорились, и даже очень напряженное вглядывание в будущее картины светлого завтра не обнаруживает, мы рискнули воспользоваться методом поборников второго подхода. А именно: когда настоящее зыбко, а грядущее — иль пусто, иль темно, имеет смысл не продолжать стариться в бездействии, а хотя бы обернуться и посмотреть назад, чтобы там, в толще ушедших времен, разглядеть контуры будущего. Кстати, этот метод описан поэтически тоже: «Может быть, один взгляд назад/Мне откроет в будущее глаза».
Мы не смотрели далеко назад, мы взяли минувшее десятилетие и вспомнили, что за личности, повлиявшие на всю отрасль, были на слуху, какие автомобили продавались лучше всех, а какие были любимцами публики (что не всегда одно и то же), какие события запомнились и какие скандалы фраппировали наблюдателей, что за тренды уже сегодня меняют не только дизайн, но и сам автомобиль и даже наше с ним взаимодействие.
Не нужно быть пророком, чтобы спрогнозировать в следующем десятилетии нашествие на все автомобильные рынки китайских компаний. Гадкие китайские утята из убогих и дурнопахнущих превращаются на наших глазах в довольно привлекательных птиц. И то, что сделали корейские Hyundai и KIA за двадцать лет, а именно — превратились в самых серьезных и конкурентноспособных игроков почти на всех рынках, у китайцев может получиться и за десять. Посмотрите на обложку этого номера: на ней очень солидного вида кроссовер компании GAC из Гуанчжоу, о которой мы год назад вообще ничего не слышали, а 6 лет назад они даже своих моделей еще не выпускали.
Японским самураям и корейским тиграм китайский дракон уже не кажется безобидным. А нам? Нам куда правильно смотреть: вперед, назад, а может, вверх?