Автомобили.ру

Горячие темы

  • Карнавал «Дайтона-2021»
  • Коронавирус и автокредиты: россияне задолжали почти 50 млрд рублей
  • Реформа техосмотра: россиян ждут огромные очереди
Войти на сайт
  • Подбор авто
    • Помощник

      Для тех, кто еще не
      определился

    • Каталог

      10 000 марок, 2560 моделей
      356 900 модификаций

      • Поиск по модели
      • Поиск по параметрам
    • Купить

      Удобная система поиска и
      подбора авто

    • Продать

      Простая система подачи
      объявлений

    • Обслужить

      Выбрать подходящий
      автосервис

    • Найти дилера

      В своем городе

    Спецпредложения

  • Новости
    • Про автомобили
    • Официально
    • Деньги
    • Автосалоны
    • Хроника
    • Технологии
    • События и происшествия
    • Спорт

    Самое интересное

    • В Москве продают «Бэтмобиль» за 55 000 000 рублей
      2 Октября 2019, 13:22

      В Москве продают «Бэтмобиль» за 55 000 000 рублей

    • Возраст получения прав на мотоциклы могут увеличить
      26 Сентября 2019, 13:53

      Возраст получения прав на мотоциклы могут увеличить

    Автосалоны

    • Женева-2019
      • Женева
      • 07 Марта 2019

      Женева-2019

    Все новости
  • Тесты
    Kia Sorento: Пора зрелости

    Kia Sorento: Пора зрелости

    Владелец потрепанного временем «Соренто» так спешил в мою сторону, что забыл прикурить сигарету. Видать, новый кросс...

    Mitsubishi Pajero Sport: Не изменяя характера

    Mitsubishi Pajero Sport: Не изменяя характера

    Японский вседорожник, переживший плановый рестайлинг, показали 25 июля 2019 года, но до нас он добрался лишь про...

    Subaru Forester: Пора в лес

    Subaru Forester: Пора в лес

    Как формируется репутация марки или модели автомобиля? Репутацию невозможно создать одной рекламой.

    Остальные тесты
  • Темы
    Jeep Grand Cherokee (с 2010 года): Болезни роста

    Jeep Grand Cherokee (с 2010 года): Болезни роста

    Как побеждать в Монте-Карло

    Как побеждать в Монте-Карло

    Nissan Murano (с 2014 года): Берегите вариатор

    Nissan Murano (с 2014 года): Берегите вариатор

    Остальные темы
  • Автомобили с пробегом
    Jeep Grand Cherokee (с 2010 года): Болезни роста

    Jeep Grand Cherokee (с 2010 года): Болезни роста

    Nissan Murano (с 2014 года): Берегите вариатор

    Nissan Murano (с 2014 года): Берегите вариатор

    Mazda CX-9 (с 2016 года): Технологичный, но надежный

    Mazda CX-9 (с 2016 года): Технологичный, но надежный

    Остальные темы
  • Мото

    Мотоблог

    • Мотоциклы
    • Квадроциклы
    • Гидроциклы
    • Снегоходы
    Карнавал «Дайтона-2021»

    Карнавал «Дайтона-2021»

    Наконец-то пришла весна, запели птицы, людям разрешили ...

    1 Мая 2021
    Путешествие с CFMOTO: Каменные лабиринты Приэльбрусья

    Путешествие с CFMOTO: Каменные лабиринты Приэльбрусья

    Наш маршрут начался в районе поселка Эльбрусский, п...

    11 Декабря 2019
    100000 рублей за выходные. Офисные сотрудники лезут в грязь  за деньги

    100000 рублей за выходные. Офисные сотрудники лезут в грязь за деньги

    Закончился I этап гоночной серии на мотовездеходах и к...

    29 Мая 2019
  • Фото и видео
    • Лучше бриллиантов. Часть вторая Лучше бриллиантов. Часть вторая
    • Как побеждать в Монте-Карло-02 Как побеждать в Монте-Карло-02
    • Как побеждать в Монте-Карло-01
    • Kia Sorento: Пора зрелости-01
    • Mitsubishi Pajero Sport: Не изменяя характера-02
    • 5 058 фото и видео
  • Журнал
    №03-04
    Другие выпуски

    №03-04 Март 2022

    • Загрузить
      в Apple Store
    • Загрузить
      в Google Play
    • Facebook
    • Вконтакте
    • Instagram
    • Youtube
    • Одноклассники
    • RSS

Печать

Журнал

  • О журнале
  • Все номера
  • Реклама
№11-12

№11-12 Декабрь 2021

Александр Кобенко
Александр Кобенко
Главный редактор

Вечное возвращение

Наверное, все слышали про эту концепцию. Она пришла в голову Ницше в августе 1881-го, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы...

  • Загрузить
    в Apple Store
  • Загрузить
    в Google Play
  • Подбор авто
  • Новости
  • Тесты
  • Темы
  • Автомобили с пробегом
  • Мото
  • Фото и видео
  • Журнал
    • Facebook
    • Вконтакте
    • Instagram
    • Youtube
    • Одноклассники
    • RSS

© 2010–2025 Портал «Автомобили.ру»

Пользовательское соглашение

Партнер Рамблера

Notamedia

Сайт создан в компании Notamedia. 2014

18+

Войти на сайт

Забыли пароль
Войти
Зарегистрироваться

Вечное возвращение

Наверное, все слышали про эту концепцию. Она пришла в голову Ницше в августе 1881-го, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы по дороге из швейцарской деревни Sils Maria. Именно в это мгновение его озарила мысль, появление которой он предчувствовал последние несколько дней: время в его бесконечном течении в определенные периоды должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Постоянство в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность.

Зная, что автор отрицал всякое царствие небесное, понятно его человеческое желание придумать этому понятию субститут. Заодно ответить на все вопросы типа «куда уходит детство, в какие города, и где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда». Согласитесь, что мы все про это думаем, вспоминаем прекрасное минувшее, наши светлые мысли, добрые поступки, яркие коллизии, приятные события, любимых и любящих тебя людей. Куда, куда это всё подевалось? Особенно остро эти мысли царапают, когда прекрасное надвигающееся далёко грозит быть жестоким.

Ответ Ницше гениален. Не надо искать средств: ни денег, ни веществ, само «все вернется, обязательно опять вернется», но только неизвестно когда. Мысль так ему нравилась и ужасала одновременно, что он говорил о ней тихим голосом.

Несколько я сомневаюсь на предмет авторства этой идеи, имея в виду массу более древних и объемлющих концепций типа «колеса Сансары». Но термин остался за своевольным философом и пошел в народ. А немецкие идеи, как замечено еще Бердяевым, благодатно ложатся на русскую почву. А так как косточки марксизма давно обглоданы и выброшены, то новая немецкая мысль о возвращении начинает овладевать все большими головами.

Спросите, я что, совсем не верю в идею вечного возвращения? Верю. Но если на уровне персонального миросозерцания это вполне простительно, то превращение отдельной идеи 140-летней давности в тренд государственного развития представляется каким-то кислым. Можно, конечно, петь старый гимн, воспроизводить элементы прошлого, но как вернуть в оборот государственной риторики такое слово, как «совесть»? А в массовое сознание мысль «человек человеку друг»?

Я верю, и даже испытывал переживания моментов, которые в психологии называются deja vu.

Вот совсем недавно Андрей Паньковский позвал меня в классическое ралли. У меня нет классического автомобиля, но Андрей, председатель комитета классических автомобилей РАФ, сказал, что всё будет, и я согласился. Каково же было моё удивление, мои чувства до мурашек, когда в предоставленном автомобиле я узнал практически тот же самый бежевый «Москвич», который был в нашей семье и на котором 45 лет назад папа учил меня ездить. Представляете? Мы едем по шоссе, я, десятилетний, сижу у него между коленей на водительском месте, кручу руль, по его команде нажимаю на педали, до которых еле достаю, а он только переключает скорости.

Не являясь пока фанатом классических автомобилей, наблюдая людей, которые скрупулезно восстанавливают старые машины, участвуют в соревнованиях, путешествуют на них, я все время спрашивал себя: «Зачем? Ведь они не очень удобны и часто ломаются». А теперь, кажется, начинаю понимать, в чем суть этих пристрастий, откуда эта любовь к древностям, щепетильное отношение к аутентичности, стремление к точному воссозданию прошлого. Это чтобы опять «и в сугробах белых, и по лужам у ручья», чтобы на волне вечного возвращения снова оказаться «там, где мама молодая и отец живой».