Наш маршрут начался в районе поселка Эльбрусский, примерно в 35 километрах к юго-востоку от Карачаевска. Причудливые скальные нагромождения, невольно наводящие на мысль об участии в их создании какого-то мощного разума, встречаются и в Карелии, и на Урале, и на Кавказе.
Прямых путей не бывает: Худесский лабиринт
Одно из таких весьма своеобразных мест, при этом труднодоступное и потому малоизвестное, находится долине реки Худес, в Карачаево-Черкесии. Худес, правый приток Кубани, прорезал в горах глубокое и узкое ущелье. Наша задача состояла в том, чтобы подняться по этому ущелью в верховья Худеса — туда, где находится загадочный скальный лабиринт.
Если провести на карте прямую линию до точки назначения, получится около 20 км. Казалось бы, совсем немного. Но в горах не бывает прямых путей, так что реальный километраж зачастую в несколько раз превышает планируемый. Поэтому, мы взяли с собой запас топлива и все необходимое для того, чтобы разбить лагерь. Пересечь Худес вброд попросту нереально, в этом месте он отнюдь не мелкий. Да и обрушившиеся накануне на Приэльбрусье ливни заметно подняли уровень воды в реке.
Царские или Волчьи?
На высоте около полутора тысяч метров в месте слияния рек Худес и Чучкур дорога проходит через живописный пролом в скале. Нам известно два варианта названия этого места: Царские или Волчьи ворота. По дороге, проходящей через ворота, можно доехать до красивейшего горного озера Хурла-Кёль.
Там, где летом минус: Подъем на Бечасын
Даже для квадроциклов это не простой подъем. Серпантин, по которому ходят лесовозы, непрерывно поднимается вверх, набирая больше шестисот метров высоты. На глинистых участках дорога сильно размыта дождями, и вся изрезана глубокими промоинами и колеями. Бечасын только условно можно назвать плато. Фактически наша дорога пролегает через сложную сеть холмов и гребней на высоте порядка двух тысяч метров.
Мы пробовали спрашивать дорогу к Худесскому лабиринту у местных пастухов, но, как оказалось, это примерно то же самое, что водителю городского, дорожного автомобиля обсуждать маршрут с квадроциклистами! У того, кто использует в качестве средства передвижения лошадь, совершенно другие критерии проходимости.
Для этих мест характерны резкие перепады температур. Днем может быть жарко, а ночью холодный воздух с ледников спускается в ущелья и ложбины, отчего температура даже в середине лета может опуститься ниже нуля.
Мы не могли отказать себе в удовольствии провести профилактические, противопростудные процедуры. Такому способу ингаляций мы научились от местных жителей. Если подышать выходящими из источника газами, используя нехитрое устройство из воронки и шланга — никакой насморк не страшен!
Модельный ряд квадроциклов CFMOTO
Единственное, чего здесь не хватает, — дров. Но мы привыкли путешествовать в местах, где по тем или иным причинам нет возможности развести костер, и готовим горячую пищу на бензиновой горелке.
Колдовская дорога: Урочище Тохана
Есть предположение, что название урочища происходит от имени героини нартского эпоса — главной колдуньи Страны нартов Тоханы. Действительно, есть что-то мистическое и колдовское в том, как выглядит эта дорога. Она заставляет квадроциклы прыгать по каменным ступеням и протискиваться между причудливых скал-останцов.
Кто забыл здесь ЖБИ? Лабиринт Ташлы-Кол
Сам так называемый «лабиринт» располагается на плоской вершине холма, размером примерно четыреста на триста метров. На картах место обозначено как урочище Ташлы-Кол, что можно перевести, как Каменное ущелье.
Площадка как будто уставлена огромными каменными блоками с множеством узких проходов между ними и чем-то напоминает заброшенный склад завода железобетонных изделий. На торцах камней хорошо заметна слоистость. Можно подумать, что их заливали бетоном.
Впрочем, примерно так и образовался этот удивительный природный объект. Только материалом для его создания послужил не холодный цемент, а потоки расплавленной вулканической лавы. Застывшая лава образовала плиту, лежащую поверх толщи осадочных пород. За многие тысячелетий реки и ручьи размыли более рыхлый материал, сформировав округлые пологие холмы.
А для плиты не оставалось ничего иного, как растрескиваться под собственным весом и разламываться крупными кусками, медленно расползающимися по склонам. Завершающие штрихи нанесли снег, ветер и дождь, образовав причудливые рельефные формы, прогулки по которым доставляют огромное удовольствие.
Сайт CFMOTO