Наш журнал уже не раз проводил тест-драйвы квадроциклов в условиях гоночных соревнований. Жестокая учесть для тестовой машины, но справедливая. В этот раз под «раздачу» попал самый мощный в мире на сегодняшний день мотовездеход Polaris Scrambler 1000 XP EFI EPS (2014-й модельный год).

У «боевых» тест-драйвов свои законы. Первое правило: для чистоты эксперимента аппарат участвует в гонке в стоковом состоянии, без доработок и тюнинга. Сиречь — «прямотоком» из магазина.

Второе: глупо всерьез «бодаться» за какие-то призы и места на подиуме с априори более технически вооруженными машинами, не говоря уж о многократно более опытных пилотах. Основная цель «боевого» теста — испытать технику в чуть более экстремальных режимах, чем тривиальный проезд вокруг фотографа по ровному чистому полю. В общем, на гоночной трассе едем бодро (желательно не последними). Рискуем умеренно и, сдерживая фонтаны спортивного адреналина, в штыковую атаку не бросаемся. С Polaris Scrambler 1000 так, собственно, все и началось, когда, заявившись на московский этап RZR CUP 2014, я выкатился на кроссовую трассу X-арены (пос. Раково, Московская область).

Polaris Scrambler XP 1000 EFI EPS

Polaris Scrambler XP 1000 EFI EPS

Мотовездеход оборудован двигателем 89 л.с (рекордное значение в своем классе) и автоматической системой полного привода AWD, отличающейся отзывчивостью и оперативным срабатыванием при пробуксовке задних колес. Багажные площадки (грузоподъемность передней 11,3 кг, задней — 22,7 кг) однозначно свидетельствуют, что данная машина «заточена» не только на спортивную эксплуатацию. На ней с комфортом можно и путешествовать, и работать.

Первый заезд — стараюсь быть аккуратным. Каждый трамплин нежно «облизываю», избегаю жестких приземлений, а в повороты вхожу с задумчивостью 90-летнего пенсионера. Ну, во всяком случае, мне так казалось. Скорость-то была все-таки приличная. При обгоне, прямо на моих глазах, пара пилотов «разложилась» крепко. Один не вписался в поворот и вылетел с трассы, другой на приземлении с высокого прыжка не поймал «квадрик». Переворот. В итоге каким-то чудом мне удалось примчаться к финишу четвертым. Неплохой результат среди более двух десятков участников.

Вот только осталась какая-то недосказанность после заезда, какая-то неудовлетворенность. На финише мозг непроизвольно отдал команду на заезд в сервисный пост BRANDT, где я попросил механиков поджать пружины и сделать жестче амортизаторы. Вот черт дернул!

Второй старт — чуть замешкался с ключом зажигания на запуске двигателя (по правилам RZR CUP, моторы запускаются после взмаха стартового флага). Курок газа до упора, и 89 «лошадей» мощности выпущены на волю без ограничений.

Мыть тщательнее

Мыть тщательнее

Радиатор стоит достаточно высоко от земли, и в обычной жизни квадроциклиста забить его грязью — задача не из легких. Если же радиатор удалось законопатить, то для полной промывки рекомендуется снять переднюю облицовку. Делается это всего за 3 минуты — по 30 секунд на болт.

Двигатель в грядке

Двигатель в грядке

Одна из причин перегрева: после «купания» в грязи между нижней частью рамы и двигателем скапливается такое месиво, что мотор погружается в землю чуть ли не на четверть. Естественно, расчетный теплообмен нарушается. Проблема решается установкой развитой нижней защиты.

Далее позиционная борьба за лучшую траекторию в поворотах с совсем не медленными соперниками. Короткая база и эффективный рулевой усилитель позволяют «заламывать» Scrambler 1000 по самым рискованным траекториям. И только когда ты уже хочешь опровергнуть законы физики, внутренняя пара колеса начинает отрываться от грунта.

Усилитель не мешает

Усилитель не мешает

На первых километрах пробега система рулевого усилителя EPS раздражала своим беспардонным вмешательством в управление квадроциклом. Но когда легкие выплевываются наружу, а руки от усталости превращаются в несгибаемые тяжелые шпалы, EPS-помощник становится настоящим спасителем. Потом даже в медленных путешествиях не понимаешь, как люди могут ездить на мотовездеходах без рулевого усилителя.

Потрясающая устойчивость аппарата толкает на самые экстремальные маневры. А на прямых участках и вовсе никому не приходится уступать. Почти. Четвертый результат.

Колесная база в 1346 мм и дорожный просвет в 290 мм обеспечивают машине маневренность и высокую проходимость. Однако в условиях спортивной гонки на кроссовой трассе еще большая устойчивость и управляемость достигаются монтажом алюминиевых колесных проставок. Их мы и поставили на задние колеса, увеличив колею на 60 мм. Цена одного комплекта — 8000 руб. с доставкой из США.

Третий заезд. Амортизаторы настроены на максимальную жесткость. Пружины еще сильней поджаты. Все правила журналистского «боевого» тест-драйва горят в виртуальной топке азартной спортивной борьбы. Знаю, чувствую — Scrambler 1000 способен на большее, чем плестись где-то в середине пелетона. Старт! Опять этот ключ зажигания! Заминку с пуском двигателя с лихвой компенсирует взрывная стартовая динамика. Одним прыжком достаем большинство вырвавшихся вперед соперников. Трамплины! Каждый их них отрабатывается до звона пробитой подвески. Скорость приходится сбросить. Меня обходит точно такой же Scrambler 1000. Как говорится, «планка падает». Пошло жесткое противостояние. У кого крепче нервы и техника, кто меньше совершит ошибок и пойдет на больший риск, тот и победит. На финише — третий. Общее второе место на этапе. Кто-то сошел с гонки, кого-то сняли судьи. В любом случае, у моего законного третьего места был вкус настоящей победы. Тут-то и сработал некий тайный пусковой механизм. Теперь выезжая на старт любой гонки на Polaris Scrambler 1000, я преследовал единственную цель — только подиум. Scrambler этого достоин и, главное, на это способен. Машина реально творит чудеса. Впрочем, без соответствующей технической поддержки даже Scrambler 1000 не всесилен, и у заводской машины (из коробки), естественно, свои пределы при жесточайшей спортивной эксплуатации. Второй и третий этапы RZR CUP, состоявшиеся в Екатеринбурге и под Кировом, стали тому ярким свидетельством.

Надежная опора

Надежная опора

Передние колесные арки откровенно узковаты. На райдера грязь не летит, а вот подножки этой субстанцией забиваются очень быстро. «Лечится» сия грязевая неприятность монтажом расширителей арок. Сами же подножки проломить-разрушить практически невозможно (проверяли не раз и не два), а ногам стоять на них очень удобно.

Хоть молотком бей

Хоть молотком бей

На приборную панель во время движения редко смотришь, а в гонке — вообще никогда. Тут главное, если со всего размаху прилег на приборку, чтобы она не разрушилась и тебя не поранила. У приборки Scrambler с этим полный порядок. По ней хоть молотком бей. Испытания не проводил, но после своего переворота почему-то в этом уверен.

В Екатеринбурге из-за тотальной грязи на всей трассе (до соревнования город неделю накрывали проливные дожди) подавляющее большинство спортсменов столкнулись с проблемой перегрева двигателей. Стоковый Scrambler 1000 оказался в их числе одним из первых. На подиум в основном приехали те машины, которые были оборудованы выносными радиаторами охлаждения. У Scrambler 1000 же при перегреве электроника «резала» обороты мотора, не позволяя машине двигаться в скоростном режиме. Кстати, при гражданской эксплуатации «электронная уздечка» — крайне полезная защита от повреждения мотора при перегреве.

Выворачивая колеса

Выворачивая колеса

Сухой вес аппарата — 338 кг. Ход передней подвески — 220 мм. Ход задней подвески — 260 мм. У амортизаторов Fox PodiumX 2.0 18 позиций настройки по сжатию. Для обычной эксплуатации в умеренно-экстремальных режимах штатной подвески Scrambler XP 1000 хватит за глаза. Кроссовым же трамплинам, естественно, требуются более продвинутые амортизаторы. Да и заводские привода не рассчитаны на жесткие приземления с выворачиванием колес наружу.

На трассе под Кировом у Scrambler 1000 на быстрых и жестких приземлениях не выдержали задний и один передний привод. И если кто-то поторопится сказать, что это минус «Скрамблеру» или технический «косяк» производителя, тот сильно ошибется. Вообще удивительно, как заводские привода столь долго «прожили» при таких запредельных нагрузках. Для справки: у всех аппаратов главных лидеров гоночной серии RZR CUP (у первой пятерки точно) стоят тюнигованные, усиленные привода. Да и амортизаторы далеко не штатно-заводские. Так что неприятность с приводами записываем на сугубо личный счет и непростительную веру в неуничтожаемое «авось пронесет». Выводы сделаны, работа над ошибками кипит. Надеюсь, на заключительных этапах RZR CUP в Санкт-Петербурге (9 августа) и Самаре (6 сентября) все-таки удастся раскрыть спортивный потенциал Scrambler 1000 по максимуму.

Если же говорить о мотовездеходе с точки зрения гражданской эксплуатации, то Scrambler невероятно крепкий, надежный квадроцикл. При всей своей спортивности и мощности он обладает отличными способностями утилитарно-туристической машины. С хорошим тяговым усилием (680 кг), со специальным местом под установку лебедки, багажниками. В целом, приятный и комфортный аппарат, за рулем которого испытываешь настоящее удовольствие от передвижения по бездорожью.

Москва, X-арена

Москва, X-арена

Уже после финиша обнаружились проблемы с передним редуктором. По заключению экспертов, дала сбой электроника, отвечающая за режимы работы трансмиссии. Неисправность оперативно устранили. На двух последующих гонках редуктора оставались целыми и невредимыми.

Polaris Scrambler 1000 XP
Объем, см3 952
Мощность, л.с. 89
Трансмиссия H/L/N/R/P
Система привода AWD/2WD
Бак, л 19,9
Масса прицепа, кг 868,2
Цена, руб. 839 000