Человечество до космоса дотянулось раньше, чем до Северного полюса на снегоходах 

Ровно 48 лет назад, 19 апреля 1968 г. в 16.00 часов экспедиция Ральфа Плейстеда (Ralph Plaisted) на снегоходах Bombardier Ski-Doo  официально достигла Северного полюса. Данное путешествие стало первым в мире переходом человека по суше от континента до Северного полюса  cдоказанным внешним подтверждением.

Состав экспедиции: лидер Ральф Плейстед (Ralph Plaisted) – 40 лет, страховой агент;  радист Джеральд Пицзл (Gerald Pitzl) – 34 года, учитель географии;  механик-инженер Жан-Лук Бомбардье (Jean-Luc Bombardier) – 29 лет, племянник легендарного изобретателя и создателя снегоходов Ski-DooЖозефа-Армана Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier); второй механик Уолтер Педерсон (Walter Pederson) – 40 лет, владелец дилерского центра Ski-Doo; медик Артур Ауфдерхайд (Arthur C. Aufderheide).

20northpole4-articleLarge.jpg

Сама идея добраться до Северного полюса возникла в 1963 году в  споре между страховым агентом Ральфом Плейстедом и доктором Артуром Ауфдерхайдом в пабе за кружкой пива. Суть спора: как лучше охотиться на тюленей - на собаках или на снегоходах? Ральф отстаивал позицию, что и на «железных собаках» охота будет хорошей. Доктор подначивал и говорил, мол, снегоход если случиться беде, съесть нельзя, но если Ральф так верит в эти снегоходы, то почему бы ему не отправиться на этих «железках», например, на Северный полюс.

«К черту охоту тюленей! - воскликнул Плейстед. – Давайте пойдет к Северному полюсу».

12790917_694973070644642_8035173230751734893_n.jpg

 Подготовка к путешествию обошлась в $100 000. Идея Ральфа Плейстеда понравилась многим спонсорам, и они охотно помогали с закупкой нужного снаряжения, с логистикой, а компания «Бомбардье» охотно предоставила свои снегоходы. Даже государство было заинтересовано, чтобы свои канадцы дошли до полюса и воткнули в «крышу мира» флаг Канады. Уж слишком зачастили самолеты США на Северный полюс, да и российские военные уже успели там «снег почистить». Хотя, к сожалению, российские снегоходы на Северный полюс своим ходом ни разу не добирались. Да и канадским машинам это удалось сделать не с первого раза.   

15.jpg

Первая попытка в 1967 г. оказалась неудачной – слишком много было просчетов с подготовкой. Врач не взял с собой инструменты для зашивания ран. Забыли положить в волокуши генератор. Жестокая буря на 10 дней накрыла экспедицию. В результате, пришлось вернуться. Хорошо еще отошли недалеко - около  100 км от базы.

 19.jpg

1968 г. - вторая попытка. Стартовали в конце февраля 1968 года из Монреаля, прямо из расположения штаб-квартиры компании Bombardier. Учли все ошибки предыдущего года. Снегоходы еще больше облегчили. Лучше продумали экипировку, которую сшили с использованием меха росомахи и птичьего пуха. У каждого участника был свой цвет экипировки, что облегчало распознавать кто есть кто и где. Один комплект экипировки на человека обошелся в $1000. Сумасшедшие деньги для 1968 года. 

 12524120_694973077311308_4487516082858855753_n.jpg

Базовый лагерь для второй попытки разбили на островах Уорд Хант, где располагался бывший канадский исследовательский центр, в  684 километрах (по прямой) от полюса.

На маршрут встали 8 марта. В среднем за день преодолевалось от 35 км до 90  км (в хорошие дни). Однако из-за плохой погоды и навигационных сложностей к концу первой недели от базового лагеря удалось уйти только на 70 км.

Plaisted_Working_Men.jpg

 

Шли не по прямой: многокилометровые торосы и огромные полыньи приходилось обходить. Порой на поиск обходного маршрута уходило несколько дней. Жуткий мороз только усугублял положение.  

 Plaisted_SkiDoo1.jpg

Самый драматичный момент произошел, когда на пути возникла многокилометровая трещина с открытой водой шириной почти в 2 километра. Надежды, что лед встанет, не было и обойти эту трещину не представлялось возможным. В какой-то момент Ральф Плейстед заметил, что в одном месте льдины начали движение навстречу друг другу. Решили дождаться их максимального сближения и в этом момент на полном ходу попробовать переехать на другую сторону.

Опасные маневры под рев машин и треск льдин чуть не закончились потерей снегохода и гибелью самого Плейстеда. Одни сани утонули, несколько метров снегоходам пришлось в прямом смысле идти по открытой воде. Но перепрыгнуть трещину удалось. Все участники экспедиции признали, что произошло какое-то чудо, благодаря которому им удалось живыми выйти из этой передряги.

20mag-20northpole-t_CA0-articleLarge.jpg 

 Как-то утром на юге появилась еще одна большая полынья с трещиной. В ответ на эту новость Плейстед заметил: «Не волнует, что происходит на юге. Мы двигаемся на север!»    

Последние два дня экспедиции оказались очень солнечными. Военные летчики два или три раза пролетали над полярниками и сообщили им, что они в 80 км от полюса.

В общей сложности на переход ушло 42 дня (при расчетных 30 днях). По пути топливо и припасы сбрасывались с самолета.

20northpole1-superJumbo.jpg

Северный полюс  был достигнут в 16 часов 19 апреля. Температура -25 градусов. Это был один из самых теплых дней всего путешествия.

На следующий день, 20 апреля,  ВВС США в 11 утра официально зафиксировали успешное завершение экспедиции. И этот факт стал первым подтвержденным доказательством перехода человека от материка к полюсу на снегоходах.

20mag-20northpole-t_CA1-articleLarge.jpg

Почему эта экспедиция настолько мало известна, а имена героев забыты? Есть разные версии, по одной из них все дело в  несговорчивости Ральфа Плейстеда, который не нашел общего языка с кинокомпаниями и отказался продать права на съемки и репортаж об экспедиции National Geographic. Как говорит Джеральд Пицзл, «Ральф думал,  что по возвращению нас будут встречать триумфальным парадом, но на деле вышел пшик». 

18.jpg

Сегодня из всех участников экспедиции в живых остался только Уолтер Педерсон. Он находился в лечебном заведении для душевнобольных. Долгое время дети Педерсона воспринимали слова отца о том, что он был на Северном полюсе, как бред сумасшедшего. И только недавно, в этом году к ним пришел журналист и они узнали о героическом прошлом своего предка. 

Во время экспедиции Ральфа Плейстеда никаких научных открытий сделано не было. Как шутил сам первопроходец, «единственным нашим открытием было то, что виски замерзает при минус 65 градусах мороза». В 1990 году имя Ральфа Плейстеда было внесено в Международный снегоходный зал славы. И никто теперь уже не оспаривает тот факт, что переход команды Плейстеда стал первым подтвержденным путешествием человека от «Большой земли» к Северному полюсу.   

По материалам http://www.nytimes.com/ и http://www.snowmobile.com/