Между попутчиками, отправившимися на мотоциклах в дальние края, часто возникает такой примерно диалог: «Ну?! Как дела» — «Так бы ехал и ехал вперед… бесконечно долго». Присутствует в мотопутешествиях некая медитативная притягательность. Двигаешься вдаль по дороге, при этом сама цель путешествия превращается в нечто второстепенное и незначительное. Удивительно, но отстраненно-философский кайф от процесса движения можно получить и от снегохода.
Как в моей жизни проходят покатушки на снегоходах? Главным образом по трем сценариям: гоняем по кроссовой трассе; «пилим склоны» в горах с четкой привязкой к одной базе, ну и дружеский турпоход, буквально на сотню километров (не более) от чьей-нибудь дачи до места рыбалки, охоты или просто по буреломам в поисках новой дороги. Так что когда от компании «Русская механика» пришло приглашение принять участие в поездке на снегоходах от Рыбинска до Великого Устюга по маршруту под 800 верст, я, естественно, согласился, но, если честно, внутренне съежившись, ничего доброго от этой затеи не ожидая.
Рекорд по потреблению топлива в семействе снегоходов «Тайга» — за моделью «Атака»: более 30 л на «сотню».
Маршрут рассчитан на три ездовых дня, ночуем каждый раз на новом месте. Злобные друзья сразу предрекли, что половина снегоходов у нас развалится где-то на середине пути, но переживать не стоит, так как запасные «снежики» на грузовой фуре будут идти параллельным курсом по дорогам общего пользования. Aх, да! Единственно, с эвакуацией сломанных снегоходов придется помучиться. Ну, так хоть развлечетесь!
Без спорта
«Утилитарный снегоход со спортивными генами» — так о «Тайге Атака II» говорит сам производитель этой машины. И вполне возможно, что 2-тактный мотор РМЗ-551 с двумя карбюраторами лет 15 назад и участвовал в каких-то любительских снегоходных соревнованиях. Но сегодня, по современным меркам, понятно, что ни о какой спортивности здесь речи идти не может. Тем не менее определенный фановый драйв от управления «Атакой» получить можно.
На все зубоскальство своих друзей-коллег у меня был один ответ: «Мы из Рыбинска едем в гости к Деду Морозу, так что ничего плохого и страшного не может случиться в принципе».
Грустная картина
Брошенные дома вдоль реки Сухоны — прямое следствие ее обмеления и вымирания прибрежных деревень, особенно в верхнем течении. Пассажирские перевозки полностью прекратились с середины 1990-х годов из-за нерентабельности. Как отмечают специалисты и местные жители, дно реки устлано топленой древесиной от десятилетий сплава.
Не торопитесь хоронить
Вокруг этой церкви мы увидели только один брошенный дом, уже готовый уйти под землю к остальным дворам некогда процветавшего здесь края. На многие километры вокруг пустота. Внутри святилища все разграблено и уничтожено. Но там мы увидели маленькие современные иконы и свечи…
Потом «Русская механика» за последние годы сильно подтянула качество своей продукции. В прошлом году их новый снегоход «Тайга Варяг» мучили в горах Хибин. И ни один не сломался.
Стартовали колонной аж в 16 машин прямо с территории завода «Русская механика». По разнарядке мне достался снегоход «Тайга Атака II» с двухтактным мотором и раздельной системой смазки, на котором я должен был преодолеть первую часть маршрута. Во второй части под мое управление переходил флагманский «Барс» с немецким четырехтактным мотором Weber.
Замершая атака
Удивительно, но складывается впечатление, что «Русская механика» создает снегоходы главным образом для маленьких, тучного телосложения мужчин, которым претит сама мысль, что при управлении снегоходом надо вставать. Нет, к самому расположению органов управления нет претензий. Удобно, логично. Но почему нельзя поднять выше сиденье, а вместе с ним и рулевую колонку? Да и архаичную конструкцию передней подвески хорошо бы дополнить вариантом на А-образных рычагах. Настоящая же атака тем и хороша, что никогда не замирает на полпути к победе.
Первые 20 километров прошли по малозаснеженному льду Рыбинского водохранилища. Эргономика на снегоходах «Тайга» всегда вызывала у меня несколько нареканий: низкий руль, при посадке колени сильно согнуты.
Поэтому к активному драйву и резким маневрам, мягко говоря, машины не приспособлены. Впрочем, активного драйва-то и не предполагалось.
Притаился от ветра за высоченным стеклом, развалился по диванному, вытянув ноги вперед, давишь на гашетку и… красота, наслаждаешься жизнью. Мороз, солнце, чудесные пейзажи вокруг – что еще нужно для счастья?
Путешествуя по российской глубинке, ты в прямом смысле прикасаешься к истории, более того — будто погружаешься в какие-то древние века по волне неведомой машины времени. Хотя почему неведомой? У нас было по персональной машине времени в виде снегохода от «Русской механики».
Разлом
«Опоки» представляют собой своеобразный памятник природы, который получил свой официальный статус в январе 1963 года. Геологическое обнажение, как его еще называют, высотой более 60 метров. Наверху стоит дремучий темный лес, некоторые сосны и березы повисли на обрыве и не сегодня-завтра сорвутся вниз, в реку. Берег тянется сплошной стеной, но в одном месте разрывается. Слоистые берега в этом месте расходятся в разные стороны под углом почти в 70 градусов. Это и есть знаменитый Разлом.
Несмотря на нескончаемую череду снежных переметов и множество средней величины ледяных торосов, «Атака II» шла мягко, с минимальными вибрациями и достойной для «утиля» максимальной скоростью. 110 км/ч с траком шириной в 500 мм — неплохой показатель. Единственно, поначалу сильно напрягала тугая гашетка курка газа — все-таки два карбюратора. Через сотню кэ-мэ пробега я навострился менять положение руки на курке таким образом, чтобы давать суставам пальцев передохнуть, и проблема была забыта. Еще в обновленной «Атаке II» понравилось почти полное отсутствие вибраций. Их свели к минимуму благодаря новому основанию двигателя PMЗ-551. Что не понравилось — так это рекордный по сравнению с другими моделями снегоходов «Тайга» расход топлива. На «сотню» где-то под «тридцатку», если не больше. Вот такая плата за сверхплавный и мягкий ход, жидкостное охлаждение, раздельную систему смазки, два карбюратора, за хорошую стартовую динамику с максимальной скоростью за 110 км/ч. И это все, на минуточку, при более чем демократичной цене в 283 800 рублей. Впрочем, вернемся в поля — точнее, на речку Сухонь, которая на два последних дня стала для нас путеводной нитью номер один.
Идем по приборам
Новая «Атака II» стала эволюционным продолжением предыдущей модели. Новшества коснулись не только двигателя, подвески, но и некоторых органов управления. Самое же главное новшество — повышение качества производства.
Уникум
«Барс» — это редкий вид снегохода, относящийся к классу супер-вайдтраков (SWT). Ширина трака — 600 мм. Априори машина данного класса «заточена» на выполнение тяжелых работ в труднодоступных местах. Однако по уровню комфорта, управлению, удобству и качеству исполнения «Барс» справедливо можно назвать еще и отличным туристическим снегоходом. Цена, правда, «кусачая» — 389 000 руб. Зато расход — меньше 20 л на 100 км при мощности двигателя 80 л.с.
Пересев с «Aтаки II» на «Тайгу Барс» меня накрыло ощущение, что я с мотоцикла «Урал», да еще с коляской, вдруг угодил за руль круизного байка Honda GoldWing. Ну, или типа того. Может, чуть-чуть классом пониже. Впрочем, не суть.
В Великом Устюге Дед Мороз радушно встречает не только детей, но и взрослых.
Советский гулаг
Порог «Опоки». Деревня Порог, здесь в 1940–47 годах был советский концлагерь «Опокстрой» с численностью заключенных в разные годы от 600 до 3200 человек. Здесь строили деревянную плотину с судоходным шлюзом, чтобы обойти опокский порог и сделать судоходство безопасным. Весной 1947 года плотина была готова, но в апреле, в первое же половодье, ее снесло ледоходом. Возобновлять работы не стали и концлагерь закрыли. Остатки плотины и шлюза с воротами сохранились до сих пор. На месте концлагеря в 1997 году установлен деревянный поклонный крест «Без вины страдавшим».
Оставшиеся два дня я просто наслаждался тихой работой 4-тактного мотора и общим комфортом. Меня не волновали ни полыньи, ни километровые речные торосы, переметы вообще не замечались. Курок газа — пушинка. Посадка высокая, без поджатых под себя ног. Руль легок в управлении, а мягкости подвески могут позавидовать американские пикапы. Два дня за рулем «Барса» пролетели как один километр. И ни намека на усталость! Конечно, нам повезло с погодой, да и снега было не так много. Но думаю, с большим снегом было бы еще веселее и интереснее. Вообще, как оказалось, путешествие на снегоходах вовсе не обязательно должно содержать в себе некие элементы экстремальных испытаний и нагрузок. И для снежного путешествия не требуются какие-то миллионные вложения. Снегоходы «Русской механики» тому наглядное доказательство. Все семейство снегоходов «Тайга» относится к сегменту бюджетной техники. А что касается надежности, то в пробеге участвовало 16 снегоходов, и на всех суммарный пробег составил более 11 000 километров. Из поломок: одно разбитое ветровое стекло (переворот), один порванный ремень вариатора, у «Варяга» раскрутился болт в задней подвеске. Вот, собственно, и все технические проблемы, с которыми мы столкнулись на 800-километровом пути от Рыбинска к Деду Морозу.
У Деда Мороза в списке транспорта, вместе с оленями и лошадями, числится и снегоход «Русской механики».
Кстати, Дед обещал зиму 2014–2015 сделать особо холодной и снежной. Ждем!
Двигатель | РМЗ-551, жидкостного охлаждения |
---|---|
Объем, см3 | 553 |
Мощность, л.с. | 65 |
Макс.скорость км/ч | 110 |
Топливо | АИ-92 |
Бак, л | 38 |
Гусеница, мм | 500х3937 |
Габариты, мм | 2817х1160х1350 |
Вес, кг | 330 |
Цена, руб. | от 283 800 |