Инженеры нашли хитрый способ создать видимость работы по электрическому направлению, которое еще долго останется в той же мере убыточным, в какой и экспериментальным. Палочкой-выручалочкой выступили концепты, некоторые из которых действительно были оснащены электроприводом, правда, совсем не с теми характеристиками, какие были указаны в технических данных…

Концепт совершенно незаменим на выставках и презентациях – он ни к чему не обязывает своих создателей. В недра дизайнерского макета можно поместить все что угодно, к примеру, высоковольтную аккумуляторную батарею, дающую запас хода в 700 км – и никто не спросит, сколько она весит и как долго заряжается. Мощный электрический двигатель с жидкостным охлаждением? Пожалуйста! Иные не стесняются и ставят на свои концепты и два, и даже четыре электромотора – бумага все стерпит, особенно если нужно быстро подстроиться под требования «текущего момента».


Для маскировки автомобильные фирмы сопровождают показ «электрических» концептов запуском гибридных модификаций, подзаряжаемых от розетки. Пустить в производство такую версию несоизмеримо дешевле, чем электрокар, и ничего, что она будет убыточной и малопопулярной. Да и мало ли в Европе государственных учреждений, общественных организаций, живущих на «зеленые» дотации, которым для имиджу экологичные машины нужны как воздух, тем более что заправляют они их все равно бензином.


При подготовке ко Франкфурту-2017 своих электрических поделок бренды пошли разным путем: Mini, объявившая о скором выпуске Mini Electric, потратилась только на хитрые фары и энергосберегающие колеса. Daimler добавил к прошлогоднему концепту EQ букву А, и вместо кроссовера поставил на стенд трехдверный хэтчбек, BMW и Audi соорудили два сигарообразных гран-купе, само собой, автономных.


Из всего этого электрического футуризма выделялся низенький японский Owl, с виду – классический среднемоторый кольцевой болид. Какая редкость по нынешним временам! Увы, аппарат оказался электрическим, правда, дающим разгон до «сотни» всего за 2 секунды. Оказалось, что инженеры микроскопической фирмы Aspark «пилят» Owl с 2014 года. Это наводит на мысль, о том, что машину выставили во Франкфурте исключительно на волне успеха китайского NextEV Nio EP9, который сначала вышел из 7 минут на Северной петле «Нюрбургринга», а затем и вовсе стал быстрейшим автомобилем на планете из тех, что когда-либо ездили по этой трассе.


Как автопроизводители имитируют подготовку к массовому выпуску «электричек», так и «зеленые организации» имитируют общественный запрос на электромобили. Вот, к примеру, аккурат перед главным входом в Messe Frankfurt в дни проведения салона стояла группа людей из «Гринписа»: жгли дымовые шашки рядом с воткнутым вертикально в землю (инсталляция!) кроссовером, из выхлопной трубы которого валил густой черный дым. Ни ветер их не смущал, ни дождь – эта осень во Франкфурте выдалась весьма пасмурной и промозглой. Вопрос «за чей счет этот банкет?» показался «гринписам» оскорбительным – выяснилось, что они заботятся о моем здоровье. Я спросил, знают ли они, что такой «зеленой» автомобильная выставка во Франкфурте еще никогда не была? Увы, как оказалось, они совсем не разбираются в машинах. Чем эта электрическая эпопея кончится, пока не понятно, но все, кажется, при деле: чиновники требуют от автопроизводителей не загрязнять воздух, автопроизводители в ответ предъявляют электрические концепты, а «Гринпис» протестует просто потому, что экологический протест – это смысл его существования.