У Mazda, прославившейся роторными двигателями, почти готов агрегат нового поколения. Плюс роторами занялась китайская Chery.

В апреле Mazda сняла с производства эффектное купе RX-8 из-за несоответствия роторного двигателя Renesis экологическим нормам ЕС. Но, по официальному сообщению, уже есть новый мотор, под кодовым названием 16X.

Хотя роторные моторы называют именем Феликса Ванкеля (на фото), основной принцип устройства этого агрегата придумал инженер компании NSU Вальтер Фройде

При мощности 300 л. с. он оказался на 30% экономичнее своего предшественника, однако «ест» не намного меньше, чем маздовские 2,0-литровые моторы. К тому же все двигатели Ванкеля страдают недостатком крутящего момента.

Преемник купе RX-8 наверняка получит новый роторный мотор, если японским инженерам удастся подогнать 16X под нормы Евро-6, которые вступают в силу в 2014 году, а также под новые экологические требования в США. Кстати именно в Штатах машины с двигателями Ванкеля пользуются стабильным спросом.

Между тем компания Chery планирует использовать роторную технологию в строительстве гибридов: китайцам нужен 0,8-литровый агрегат для питания батарей (самая последняя новинка с подобной силовой установкой — концепт Audi A1 e-tron). Chery в настоящее время обкатывает электрокар QQ3, который способен на одном заряде проезжать 150 км, а с двигателем Ванкеля запас хода увеличился бы на 70 км.

Первой массовой роторной машиной стал немецкий седан NSU Ro 80

Кстати, «АвтоВАЗ» тоже делал роторные моторы — начиная с 1974 года, когда во всем остальном мире бум на такие двигатели подошел к концу. Лицензию у Ванкеля советские власти купить не смогли, а потому инжеренам Волжского автозавода было приказано скопировать мотор Mazda.

На гражданских машинах роторы отечественного производства ломались, чаще обычных ДВС. Но высокие динамические характеристики роторных автомобилей привлекли внимание спецслужб. Именно для них был создан двухсекционный 120-сильный РПД, который поначалу устанавливали на «копейку» ВАЗ-21019 — ее прозвали «Арканом».

Несмотря на малый ресурс двигателя и высокий расход топлива и масла, эта машина действительно позволяла ездить очень быстро. Обычные с виду «Жигули» и «Лады» с двигателями Ванкеля мощностью до 140 л. с. выпускаются до сих пор.