Кому кроме Карлоса Гона, генерального директора Renault-Nissan, нужен электрический Nissan Leaf второго поколения?..

Текст: Сергей Арбузов

Nissan Leaf вышел на американский рынок в 2010 году и вплоть до прошлого года оставался лидером сегмента. По итогам 2014 года машина прибавила в популярности треть, а вот с января 2015 начала стремительно падать. За первые 10 месяцев 2015 года Leaf потерял 39% виртуальных поклонников и утратил первое место: Tesla Model S разошлась за это время в количестве 19 800 шт. (рост на 50%), Leaf – только 14 868 шт. Очевидно, что Tesla в целом в ближайшие два года еще сильнее укрепит свои позиции с кроссовером Model X и среднеразмерным седаном Model 3, который может похоронить недорогие электромобили. Впрочем, иные справятся сами. BMW i3, бодро начав шествие по Америке, видимо, уже приелся янки: по сравнению с октябрем 2014 года падение составляет 15%, по сравнению с сентябрем 2015 – 42,3%…

Nissan Leaf второго поколения выпустят в 2018-2020 годах
Tesla Model S – лидер сегмента электромобилей в США

Многие эксперты называют дешевеющую нефть главной причиной обвала продаж Leaf, однако, это не так. В США розничная цена на бензин действительно находится в некоторой зависимости от нефтяных цен, но к продажам электрического Leaf это имеет весьма опосредованное отношение. В 2014 году, когда Leaf рос как на дрожжах, цена литра бензина в среднем по США доходила почти до одного доллара, а в «дорогих» штатах и до 1 доллара 20 центов. Затем к январю 2015 она опустилась почти до 50 центов. Начиная с января, наблюдался рост до 75-80 центов и лишь с июля бензин начал дешеветь. Сейчас на заправках США просят за литр 60-65 центов. Сравним с данными продаж из первого абзаца, и станет ясно, что нефть здесь ни при чем. Кроме того, очевидно, биржевая цена на нефть вряд ли может так избирательно влиять на модели одного сегмента в одной стране: Leaf падает, а тот же VW e-Golf растет.

Nissan Leaf-2: карбоновый, автономный, индуктивный
Сколько еще протянет Nissan Leaf первого поколения? Спрос падает катастрофически…

Еще один фактор, которым принято объяснять рыночную ситуацию с Leaf – низкий запас хода. Действительно, на нынешнем Leaf эксперты агентства по защите окружающей среды (EPA) накатали лишь 145 км. Маловато – посмотрим, сколько они зафиксируют на Leaf с увеличенной (с 24 кВт-ч до 30) емкостью АКБ; машину показали во Франкфурте. Впрочем, за исключением той же Tesla ни один электромобиль не предлагает существенно больших пробегов. В Китае, правда, продают BYD e6 – его версия 2016 модельного года обещает 400 км, но в США машина недоступна и, самое главное, через умелые руки «защитников среды» еще не проходила.

Nissan Leaf-2: карбоновый, автономный, индуктивный
Каким бы футуристичным не казался концепт IDS этого года, именно с него и могут срисовать внешность Leaf второго поколения

А вот усилившиеся конкуренты действительно отнимают у Leaf покупателей. Американские менеджеры VW еще летом анонсировали e-Golf в бюджетной версии (как исполнение 2016 модельного года) и как только машина поступила в продажу, это дало эффект: в октябре VW e-Golf вырос почти на 74%, при том, что запас хода у него немногим выше, чем у Leaf.

Наконец, в этом году правительства многих штатов стали сокращать свои субсидии: к примеру, в Джорджии из-за отмены бонуса спрос на Leaf рухнул в 10 раз. Федеральной скидки в 7500 долларов многим американцам кажется недостаточно для приобретения EV. Для сравнения, базовые цены на VW e-Golf и Nissan Leaf за вычетом федерального бонуса составляют 21 495 долларов и 21 510 соответственно.

Nissan Leaf-2: карбоновый, автономный, индуктивный
Nissan Leaf второго поколения: на автономном ходу, с индуктивной зарядкой

Несмотря на такую безрадостную картину, Карлос Гон продолжает отстаивать разработку Nissan Leaf второго поколения. Генеральный директор Renault-Nissan считает, что залог успеха электромобилей в постоянно усиливающихся экологических нормах. Cудя по глубине инноваций, денег в будущую «электричку» вбухивают порядочно. Так, кузов будет изготавливаться с использованием карбоновых элементов (видимо, и силовых и декоративных), емкость высоковольтной АКБ повысят до 60 кВт-ч (для сравнения, базовая версия Tesla Model S уже сейчас несет АКБ в 70 кВт-ч), что обещает запас хода в 480 км. Предусмотрят индуктивную зарядку батареи, то есть, без проводов через электрическое поле, наконец, опционально машина может быть оборудована функциями автономной езды (такой прототип на базе Leaf первого поколения показывали еще в 2013 году). Короче говоря, «ниссановцы» делают эдакий «космический корабль».

Машину подтвердили к выпуску в период с 2018 по 2020 годы. Непонятно только, останется ли к тому времени в продаже «обычный» Leaf. С такими темпами падения популярности – вряд ли…

Тест-драйв Nissan GT-R R35 Nissan

Nissan назвал стоимость автомобиля Lannia «Синяя птица»Nissan синяя птица

Показано изображение нового Nissan Juke 2016Nissan Juke 2016