Если тенденция 1 квартала сохранится, в течение 3 квартала рынок РФ может выйти в ноль
Сравним: в 2015 году в январе было зафиксировано падение на рынке новых легковых автомобилей на 24,4%, в феврале – 37,9%, в марте – 42%. В этом году картина обратная – в первом квартале с каждым месяцем ситуация не ухудшается, а наоборот, улучшается. Если в январе продажи легковых и легких коммерческих машин сократились на 29,1%, то в феврале – на 13,4%, а в марте всего на 10% относительно аналогичных периодов прошлого года.
Интересно, что именно март стал для некоторых брендов сверхуспешным. К примеру, Ford вырос на 120%, УАЗ – на 50%, BMW – на 23%, даже Suzuki, у которой в РФ остались две модели, набрала 37%. Не отстаёт от этой группы и парочка «китайцев» – Lifan и Chery, показавшие 63% и 37% соответственно. Небезынтересная ситуация складывается во французской паре: еще никогда Peugeot, до прошлого года шедший впереди Citroёn, но затем утративший лидерство, не отставал от Citroёn так сильно и по продажам, и по динамике. И если Citroёn падал в марте в два раза медленнее рынка, то Peugeot – наоборот, существенно сильнее, и по итогам 1 квартала даже не смог реализовать более 1 тыс. машин.
Непросто складываются дела у Volvo– шведская компания импортирует все модели в РФ и в первом квартале теряет 53%. Похожая ситуация у Land Rover, хотя его падение меньше – всего 22%, и у Infiniti (-32%). Несколько странно выглядит в компании премиальных марок Datsun, который все три месяца в этом году стабильно падает в 2–3 раза сильнее рынка и не досчитался в первом квартале 53%. Продолжают терять в популярности Mitsubishi (-49%) и Mazda (-37%), которые и прошлый год закончили с падением, превышающим падение рынка. Хотя у обоих брендов в РФ налажена сборка: у Mazda во Владивостоке, у Mitsubishi – в Калуге.
Продолжает расти Lexus (23%), хотя относительно прошлого года структура его продаж кардинально поменялась: если прежде половина популярности приходилась на NX, то сейчас компактный кроссовер опустился на третье место (1237 шт.), пропустив вперед LX (1349 шт.) и новый RX (1531 шт.), который относительно января увеличил продажи втрое. Собственно, именно Lexus занял место лидера премиум-сегмента, по крайней мере, по динамике. Вся большая немецкая тройка находится в минусе, правда, Porsche ещё держится в «зелёной» зоне и показывает рост в 6%. Впрочем, по объёму продаж в 1 квартале Lexus пока обгоняет только Audi, зато в 1,5 раза уступает BMW, а «мерседесу» – и вовсе в 2 раза.
Среди наиболее популярных моделей российского рынка стабильно растут лишь четверо: Toyota RAV4, Renault Duster, VW Polo и Toyota Land Cruiser 200.
Таблица 1. 25 наиболее популярных моделей в 1 квартале на российском рынке
№ п/п | Модель | Марка | Продажи 2016, шт. | Продажи 2015 шт. | Изменение, шт. |
1 | Solaris | Hyundai | 21,434 | 24,811 | -3,377 |
2 | Granta | Lada | 18,893 | 30,710 | -11,817 |
3 | Rio | Kia | 16,402 | 18,412 | -2,010 |
4 | Duster | Renault | 10,813 | 8,842 | 1,971 |
5 | Polo | VW | 10,052 | 8,913 | 1,139 |
6 | Vesta | Lada | 9,193 | 0 | 0 |
7 | RAV 4 | Toyota | 8,713 | 5,822 | 2,891 |
8 | 4x4 | Lada | 7,462 | 10,620 | -3,158 |
9 | Largus | Lada | 6,818 | 9,083 | -2,265 |
10 | Niva | Chevrolet | 6,457 | 6,706 | -249 |
11 | Kalina | Lada | 6,179 | 9,229 | -3,050 |
12 | Logan | Renault | 6,095 | 10,066 | -3,971 |
13 | Sandero | Renault | 5,921 | 6,506 | -585 |
14 | Camry | Toyota | 5,651 | 7,510 | -1,859 |
15 | Rapid | Škoda | 5,556 | 6,196 | -640 |
16 | Cee'd | KIA | 5,307 | 4,802 | 505 |
17 | Qashqai | Nissan | 4,825 | 3,501 | 1,324 |
18 | Octavia | Škoda | 4,761 | 6,041 | -1,280 |
19 | Priora | Lada | 4,689 | 7,469 | -2,780 |
20 | Patriot | UAZ | 4,558 | 3,471 | 1,087 |
21 | Almera | Nissan | 4,387 | 7,908 | -3,521 |
22 | X-Trail | Nissan | 4,307 | 3,309 | 998 |
23 | Sportage | Kia | 3,898 | 4,009 | -111 |
24 | Land Cruiser 200 | Toyota | 3,354 | 2,086 | 1,268 |
25 | Gentra | Daewoo | 3,308 | 3,090 | 218 |